Сольный номер и ледяной прием

Два полигона для достижения одной цели

«Быстрая река» – это такая же банальность, как, скажем, «зеленая трава». А «быстрое озеро»? «Такого не бывает» – скажете вы. Но мы вам расскажем, что бывает. И мы знаем как минимум два. За последние годы жемчужину русской природы – озеро Байкал – все чаще стали называть «русским Бонневиллем». Метафора столь же напыщенная и немного глуповатая, как привычка любую местность за МКАД, где есть крутые овраги и сосны, называть «Подмосковной Швейцарией». Но повод поговорить все же есть. Пресноводное озеро Байкал в России вслед за высохшим соляным озером Бонневилль в США стало ареной для испытаний колесной техники на предельных скоростях. В чем сходства и в чем различия? Давайте попробуем разобраться.

Александр Папешин

Место

Bonneville Salt Flats – высохшее соленое озеро площадью около 260 кв. км посреди пустыни, примерно в полутора часах езды на машине от Солт-Лейк-Сити (Юта, США). Соляная корка толщиной от нескольких дециметров до полутора метров образует совершенно плоскую, однородную и ослепительно белую поверхность. Названо в честь Бенджамина Бонневиля, исследователя Дикого Запада.

Байкал – одно из крупнейших озер в мире и самое глубоководное озеро на Земле. Площадь – более 30 тыс. кв. км. Название древнее, либо тюрко-, либо монголоязычное. Озеро славится природными достопримечательностями, уникальной флорой и фауной, чистотой воды и совершенно прозрачным льдом.

Инфраструктура

Совсем рядом с Бонневиллем расположен городок Уэндовер, где есть аэропорт, гостиницы, казино, развлечения и ночная жизнь.

Трансфер туристов на Байкал в основном ведется из Иркутска и Улан-Удэ. На побережье находятся многочисленные базы отдыха, но уровень сервиса пока еще далек от американского.

Автоспортивные традиции

Гладкую поверхность американского соляного озера используют для скоростных заездов уже больше века. Но пик популярности пришелся на тридцатые, когда использование Бонневилля приняло официальный характер – в том числе благодаря созданию Utah Salt Flats Racing Association (USFRA), структуры, которая и поныне занимается организационной, контролирующей и судейской деятельностью.

«Дни скорости на льду Байкала» проводятся с 2011 года. Организатор – команда LAV Racing.

Временные возможности эксплуатации

Гоночный сезон на Бонневилле длится с мая по октябрь – зимой поверхность солончаков разбухает от влаги и превращается в непроходимую трясину, – но пиковый сезон начинается в августе, потому что до того температура в пустыне поднимается до 40 градусов по Цельсию.

Период ледостава на Байкале – образования сплошного ледового покрова – длится с января по май. Для проведения «Дней скорости на Байкале» было выбрано начало марта. А местом – район с обычно гладкой поверхностью льда, неглубокий пролив Малое Море, отделяющий остров Ольхон от материка. Участок для трассы каждый год выбирается заново, сертифицируется РАФ как автодром, поэтому все рекорды официально регистрируются. Кроме того, даты заездов согласовываются с МЧС.

Трассы

Отдельные высохшие «языки» абсолютно ровной поверхности Бонневилля могут иметь в длину десятки километров, но трассы обычно размечают на 6–12 миль, то есть около 10–20 км, чего для установления рекордов скорости для, скажем так, обычных, а не совсем экзотических, о чем ниже, транспортных средств более чем достаточно. В том числе из-за сцепных свойств поверхности, на которой проходит гонка.

Из-за низкого коэффициента сцепления на льду путь разгона и путь торможения автомобиля сильно увеличиваются. Поэтому протяженность трассы на Байкале с участком замера скорости 1 км составляет около 11–13 км. По 5–6 км на разгон и столько же на торможение.

Участники

За сто с лишним лет на соляной поверхности Бонневилля какая только техника не отметилась. От реактивных ракет на колесах до мотоциклов – для последних тут есть даже отдельные специальные мероприятия, например Bonneville Motorcycle Speed Trials, которые проводятся в конце августа – начале сентября.

В «Днях скорости на льду Байкала» принимают участие как серийные, так и специально подготовленные автомобили. Но на лед озера выезжает и другая техника. Уже несколько лет возле села Максимиха – это со стороны Улан-Удэ – проходит фестиваль скорости «Байкальская миля», на котором можно увидеть и мотоциклы, и даже Bentley Continental GT на гусеничном ходу. Впрочем, это скорее не спортивное, а развлекательное мероприятие.

Скорости

В 1914 году бесстрашный гонщик Тедди Тетцлафф по прозвищу Ужасный установил неофициальный мировой рекорд скорости – 228 км/ч. Перчатка была брошена – и понеслось! Осенью 1937 года Джордж Эйстон, британский инженер, изобретатель и автогонщик, установил на стримлайнере Thunderbolt, оснащенном авиационным двигателем Twin Rolls-Royce R V12, абсолютный рекорд скорости в 501 км/ч. Другая важная веха была поставлена в 1970 году, когда Гари Габелич, американский гонщик хорватского происхождения, установил на стримлайнере Blue Flame абсолютный рекорд скорости на суше, продержавшийся до 1983 года, – 1014 км/ч. На сегодняшний день самая высокая скорость, показанная наземным управляемым транспортным средством, составляет 1228 км/ч. Ее 15 октября 1997 года показал англичанин Энди Грин на реактивном автомобиле Thrust SSC. Но случилось это не в Бонневилле, а в пустыне Блэк-Рок (Невада, США).

Главным пилотом «Дней скорости на льду Байкала», как правило, выступает их организатор – Андрей Леонтьев, российский тележурналист, продюсер и автогонщик. Учитывая специфику транспортных средств, участвующих в мероприятии, скоростные рекорды здесь укладываются в диапазон 200–300 км/ч.

Прочие особенности

Разумеется, отличий между автоспортивными активностями на Бонневилле и на Байкале гораздо больше, нежели мы здесь успели перечислить. Взять хотя бы разницу в температуре: по соляной пустыне гоняют при плюс тридцати, а на Байкале в дни проведения мероприятия минус двадцать – обычное дело. Эта разница, безусловно, сказывается и на характеристиках резины покрышек, и на работе двигателей. На последнем факторе наверняка как-то сказывается и количество кислорода в воздухе: Бонневилль находится на высоте 1286 м над уровнем моря, а Байкал – на высоте 456 м. И это не пустяки. Недаром замеры скорости во время рекордных заездов проводятся дважды – при прохождении мерного отрезка в противоположных направлениях, чтобы нивелировать воздействие ветра. А ветра и даже штормы на Байкале и на Бонневилле тоже случаются.

Так или иначе, противостояние двух природных автодромов только начинается, и кто знает, может быть, мы доживем до того времени, когда Бонневилль начнут называть «Русским Байкалом». Но едва ли это будет поводом кому-то присуждать первенство. Текила с солью и текила со льдом – это лишь два вида одного и того же удовольствия.

Вся лента