Подробно

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

Трамвай переедет личные автомобили

Петербург растягивает программу обновления электротранспорта на восемь лет

В Смольном одобрили программу развития электротранспорта до 2028 года, на ее реализацию потребуется более 123 млрд рублей. На ближайшие годы в бюджете заложено по 10 млрд рублей на эти нужды, что позволит к 2024 году обновить 255 трамваев и путевое хозяйство, по которому они будут ходить, поставить 314 троллейбусов, а также реконструировать два парка на Петроградской стороне и на юге города. Всего ГУП «Горэлектротранс», износ парка которого составляет около 70%, необходимо обновить как минимум 500 трамваев. Стратегической целью программы называется сокращение поездок на личном транспорте.


В ГУП «Горэлектротранс» (подконтрольно Смольному) подготовили программу развития предприятия в перспективе восьми лет, которую в субботу, 17 апреля, заявил директор компании Денис Минкин, одобрил губернатор Петербурга Александр Беглов. Смольный не первый год обсуждает необходимость модернизации путей и закупки новых вагонов. Еще два года назад обсуждалась возможность офсетного контракта с производителями: город гарантировал бы закупки подвижного состава в обмен на инвестиции, но переговоры с швейцарской Stadler и «Трансмашхолдингом» ничем не завершились.

По словам господина Минкина, стоимость преобразований составляет более 123 млрд рублей. Объемы финансирования по годам, а также источник средств пока не утверждены, но в период 2024–2028 годов требуется ежегодное финансирование в размере 15 млрд рублей, а в 2029–2030 годах по 7 млрд рублей. Закупка подвижного состава может быть профинансирована как напрямую из бюджета, так и по программам лизинга, считает собеседник “Ъ” в комитете по транспорту Петербурга.

Согласно концепции развития, которая была представлена главе города, к весне 2024 года, кроме обновления 569 трамваев и троллейбусов, будут запущены 83 трамвая в ретростиле на маршрутах в центре Петербурга, на Петроградской стороне и Васильевском острове. Скорее всего, они будут стилизованы под ленинградские вагоны ЛМ-33 («Американка») или ЛМ-57 («Стиляга»), но системы управления будут современными. К осени 2024 года планируется ввести в эксплуатацию два отремонтированных депо № 3 на Большой Посадской улице и № 7 на улице Грибакиных. К концу 2028 года ГУП намерено полностью обновить подвижной состав, то есть 629 трамваев и 587 троллейбусов, трамвайные пути, электрические подстанции и оставшиеся парки.

Источники “Ъ” в правительстве Петербурга, не работающие в транспортном блоке, характеризуют программу реформирования электротранспорта как «качественно» подготовленную.

«Новые трамваи на существующей энергосистеме не поедут, она не предназначена под сегодняшние мощности, под сегодняшний комфорт. И по неотремонтированным рельсам гонять новые трамваи — это кощунство. Поэтому мы будем приводить все в соответствие в едином комплексе»,— заявил в субботу господин Минкин. Он пояснил “Ъ”, что из-за этого было принято развивать систему поэтапно и локально, начиная с трамвайных парков. В столице, говорит источник “Ъ” в ГЭТ, несмотря на крупные закупки новой техники, средняя скорость движения трамвая составляет 12 км/ч, в то время как в Петербурге намерены нарастить скорость до 30 км/ч. Сейчас в Петербурге в ненормативном состоянии находится около 170 км путей из более 500 км, добавил глава ГУП.

Помимо обновления техники, следует из презентации ГУП, предлагается организовать 15 скоростных трамвайных маршрутов в центре, на северо-западе, северо-востоке, юго-западе и юго-востоке города, модернизировав линии с максимальным пассажиропотоком, которые уже проложены по выделенным путям. Кроме этого, планируется увеличить количество троллейбусов с увеличенным автономным ходом («без рогов»), которые будут обслуживать районы новостроек, а перспективе выйдут за пределы города. Для того чтобы автомобилисты не выезжали на трамвайные пути, их хотят обособить специальными ограждениями.

Стратегическая цель, говорится в материалах ГУП,— не допустить увеличения числа поездок на личном транспорте и создать предпосылки к их сокращению.

Рынок трамваев и вагонов метро весьма конкурентен, на нем работает несколько отечественных игроков с высоким уровнем локализации продукта. Трамваи предлагают ПК «Транспортные системы», «Уралтрансмаш» (входит в «Уралвагонзавод») и Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ). При этом «Уралтрансмаш» и УКВЗ входят в состав государственных корпораций («Ростех» и ОРКК соответственно). Кроме этого, в поставке вагонов метро, трамваев и троллейбусов в Петербург заинтересовано совместное предприятие машиностроительного холдинга «Синара — Транспортные машины» и концерна Skoda Transportation.

Яна Войцеховская