«Чернобыль» покоряет прокат

Каким получился российский фильм о катастрофе на атомном реакторе

Российский блокбастер о катастрофе в Чернобыле стал самой популярной новинкой проката. Драму с бюджетом в 690 млн руб. снял Данила Козловский, он же сыграл главную роль. Права на показ «Чернобыля» уже приобрели около 40 зарубежных компаний, в том числе в Китае, Японии, США, странах Европы и Латинской Америки. Каким получился блокбастер про Чернобыль? И похож ли он на одноименный сериал HBO? Расскажет — Владимир Расулов.

Фото: Централ Партнершип

Последним громким проектом о чернобыльской аварии был пятисерийный проект HBO. На агрегаторе IMDb он попал в пятерку самых рейтинговых сериалов в истории и получил три статуэтки Emmy Award. Но авторы российского полнометражного «Чернобыля» призывают воздержаться от сравнений. Как подчеркивал продюсер фильма Александр Роднянский, снять блокбастер о трагедии решили еще в середине 2000 годов, но 10 лет ушло только на поиск сценаристов. В итоге получилась история о героизме ликвидаторов и любви на фоне катастрофы. Главный герой — пожарный Алексей, которого играет Данила Козловский. В Припяти он встречает девушку, с которой они когда-то были близки, но расстались. Пара решает стать счастливой семьей, но в их планы вмешался взрыв четвертого реактора.

Изначально фильм об аварии на АЭС хотели назвать «Опасная вода» или «Когда падали аисты», но потом остановились на понятном названии «Чернобыль». Впрочем, ясности повествованию это не добавило, сетует киножурналист, автор портала «Кинопоиск» Дмитрий Барченков. «Там очень шаблонная любовная линия, которую нам рассказывают в первые 30 минут. Потом мы следим за началом ликвидации, затем вдруг снова вспоминаем об этой истории любви и в конце фильма она тоже появляется, становясь будто бы главной линией, но происходит некий диссонанс.

Тема про ошибку руководства почти не поднимается, она возникает один раз, в диалоге чиновника и одного из ликвидаторов.

Мы видим Данилу Козловского как абсолютного супергероя, который трижды спускается к очагу, и только после третьего раза, когда уже невозможно было выжить, на него действует радиация. И лишь тогда, на одну секунду, нам показывают его героя в неприглядном виде. Все остальное время Данила Козловский спасает мир»,— отмечает Дмитрий Барченков.

Для самого Козловского «Чернобыль» — второй режиссерский опыт. Дебютом была спортивная драма «Тренер», собравшая в прокате 900 млн руб. при бюджете 390 млн руб. У «Чернобыля» ставки еще выше: на съемки ушло 690 млн руб., с финансированием помогли Фонд кино и «Кинопрайм» Романа Абрамовича, пишет Variety.

На эти деньги удалось сделать по-настоящему зрелищное кино, считает кинокритик Егор Москвитин: «Фильм “В субботу” Александра Миндадзе — это такое абсолютно авторское высказывание, исследование характера русского человека, который мчится навстречу катастрофе. Сериал HBO «Чернобыль» — это публицистика, исследование причин катастрофы, он даже не столько про Советский Союз, сколько про современность. Еще были игры, ужастики, документалки, поэтому единственное, что остается Даниле Козловскому — делать фильм-катастрофу.

А у этого жанра есть важные особенности: упрощение характеров и усложнение визуального ряда

Фильм, на мой взгляд, и с тем, и с другим справляется, и именно этим объясняется огромное количество продаж картины для трансляции и показа в других странах».

Пока надежды, возложенные на «Чернобыль», оправдываются. По прогнозам издания «Бюллетень кинопрокатчика», российский блокбастер станет самой популярной новинкой проката и соберет за неделю 130 млн руб. Больше касса только у релиза прошлой недели, американского боевика «Мортал Комбат».

Елизавета Скобцова

Вся лента