Дорогу через лес оставили открытой

Суд отказал директору Воронежского заповедника в иске к его предшественнику

Директору ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» (расположен в Воронежской и Липецкой областях) Анатолию Тарасову не удается привлечь к ответственности бывшего и.о. главы учреждения Сергея Кокорева. Суд отказал во взыскании с господина Кокорева 5 млн руб. ущерба природе, который тот якобы нанес отсыпкой щебнем проезда между регионами. В суде поддержали позицию господина Кокорева, настаивавшего, что речь идет о пожарном проезде. Но, по данным “Ъ-Черноземье”, чаще всего им пользуются местные жители, для которых единственная альтернатива — 100-километровый объезд. Господин Тарасов намерен обжаловать решение, а заповедник пытается признать договоры о выполнении работ ничтожными.

Фото: Олег Мухин

14 апреля Усманский районный суд отказал директору заповедника — главному госинспектору в области охраны окружающей среды Анатолию Тарасову к Сергею Кокореву о возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства. По словам господина Кокорева, в качестве соответчика к разбирательству был привлечен сам заповедник.

Поводом для иска стали итоги инвентаризации, проведенной в учреждении в апреле 2019 года после назначения господина Тарасова его руководителем. Тогда выяснилось, что ранее заповедник оплатил благоустройство дороги, связывающей Липецкую и Воронежскую области: грунтовка была засыпана щебнем. Господин Тарасов обратился в правоохранительные органы с просьбой проверить действия своего предшественника — господина Кокорева. Но в возбуждении уголовного дела было отказано.

Тогда нынешний глава заповедника решил добиться взыскания ущерба в 5,5 млн руб. в рамках гражданского спора. Господин Тарасов пояснял “Ъ-Черноземье”, что деньги на отсыпку дороги «не выделялись, а были взяты с госзадания (предусматривались Минприроды на нужды учреждения. — „Ъ“)», дорогу «отсыпали без необходимого разрешения Минприроды, без экологической экспертизы».

«Я выступил с ходатайством, чтобы меня признали ненадлежащим ответчиком, — рассказал вчера “Ъ-Черноземье” господин Кокорев. — Ведь договоры заключались в период, когда я был сотрудником заповедника. Поэтому претензии нужно предъявлять юрлицу, а если у него возникнут какие-то расходы, то их надо обсуждать в рамках Трудового кодекса». По словам господина Кокорева, суд мог учесть представленный им ответ из Минприроды: «Министерство пояснило, что отсыпка проезда щебнем не является строительством нового линейного объекта, поэтому готовить проект и согласовывать строительство не было необходимости. Я также ссылался на положение о заповеднике, в котором говорится: дороги строить нельзя, за исключением объектов для нужд заповедника. А этот проезд используется для патрулирования и в противопожарных целях. Более того, дорога не была новым объектом, так как давно фигурировала в проекте освоения леса и в плане тушения лесных пожаров».

Анатолий Тарасов вчера рассказал “Ъ-Черноземье”, что заповедник будет обжаловать решение Усманского райсуда «и в областной суд, и выше, если будет необходимость». Кроме того, теперь учреждение в арбитражном суде добивается признания недействительными четырех договоров 2018 года, согласно которым подрядчик — ООО «Гидротеплотехсервис» — выполнил работы «по строительству пожарного проезда Беляево-Пчельники». «Мы будем добиваться возврата средств и приведения дороги в исходное состояние грунтовой, — пояснил Анатолий Тарасов. — Если оставить ситуацию как есть, может потом прийти другой Кокорев и построить в заповедном лесу железную дорогу или взлетно-посадочную полосу. Это же тоже "дороги". Отсыпка щебнем была незаконной, а деньги брались с госзадания, со средств на автомобильное патрулирование и другие цели».

Проезд между селом Пчельники в Рамонском районе Воронежской области и Беляевым в Усманском районе Липецкой области — самый актуальный вопрос для местных жителей и одна из самых сложных транспортных проблем двух регионов. Соединяющая два села дорога проходит 3 км по заповедному лесу, а объезд по асфальту может занимать до 100 км.

В 2018 году вопрос обсуждался на встрече спикеров воронежской облдумы и липецкого облсовета: они констатировали, что асфальтирование 3 км автодороги может не только улучшить транспортную доступность районов, но и избежать отрезания нескольких воронежских сел от райцентра Рамонь при затоплении низководного участка у села Ступино. “Ъ-Черноземье” убедился, что сейчас по дороге днем и ночью активно движется грузовой и легковой автотранспорт, при этом аншлаги и шлагбаумы заповедника запрещают только съезд с дороги в лес, но не движение по ней.

«Проезд существовал давно, когда-то он даже перекапывался, — рассказал “Ъ-Черноземье” Сергей Кокорев. — Если научный отдел заповедника посчитает, что антропогенная нагрузка в том районе выросла, можно установить противопожарные шлагбаумы. Я заявлял в суде ходатайство, чтобы выяснить, сколько протоколов было составлено инспекторами на этом участке. Полагаю, что ни одного, но ходатайство было отклонено». Анатолий Тарасов подтвердил “Ъ-Черноземье”, что заповедник «пока не штрафует на этом участке»: «Сначала суд должен вынести вердикт, а потом будет приниматься решение — перекрывать проезд или оставлять как есть».

Юристы сомневаются, что признание недействительными договоров с подрядчиком принесет заповеднику пользу. «Подрядчика могут обязать вернуть полученные им по контракту средства. Но при этом администрация заповедника должна будет возместить ему стоимость предоставленных услуг и материалов, если они закупались самим подрядчиком, — отмечает партнер фирмы "Рустам Курмаев и партнеры" Дмитрий Горбунов. — Можно предположить, что цель подачи иска в том, чтобы доказать наличие нарушения закона со стороны бывшего руководителя при заключении сделок. Если суд решит, что имело место нарушение, это решение будет иметь значение при рассмотрении других дел, связанных с бывшим руководителем. Оспорить сделку можно по ряду оснований — например, на основании того, что она противоречит запрету на ведение хозяйственной деятельности на территории ООПТ».

Олег Мухин

Вся лента