«Экспертизы и финансирования хватит для реализации “под ключ” инициатив в любых отраслях»

Заместитель директора Воронежского филиала «Ростелекома» Оксана Сачкова о внедрении прикладных IT-проектов в цифровой инфраструктуре региона.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Период пандемии показал, что работа многих отраслей напрямую связана с цифровыми услугами и сервисами, которые дают возможность исключить географическую привязку и частично передать решение непрофильных задач на аутсорсинг. Суть последнего как раз заключается в том, что сторонняя компания создает «под ключ» полноценное IT-решение и в дальнейшем помогает заказчику в поддержке цифровой инфраструктуры. Примеры такой работы есть у «Ростелекома».

В прошлом году оператор связи устанавливал на предприятиях Черноземья тепловизоры для дистанционного контроля температуры у сотрудников, что стало очень востребованным в период пандемии. Кроме того, компания автоматизировала учет и мониторинг энергоресурсов для энергосетевой компании. Такие нестандартные решения относятся к прикладным проектам. В Воронежской области курирует это направление Оксана Сачкова, заместитель директора филиала «Ростелекома». В эксклюзивном интервью она оценила отрасли региональной экономики, вступившие на путь цифровизации, а также рассказала свое видение развития телекоммуникационной отрасли в ближайшие годы.

— Прикладные проекты «Ростелекома» — это решения по цифровизации отраслей, которые объединяют в себе комплекс работ по проектному управлению: поставка ПО, оборудования, строительно-монтажные работы, пусконаладка и последующее сопровождение. Расскажите подробнее, кто является вашим основным заказчиком?

— В нашей компании мы понимаем прикладные проекты как инновации, которые внедряются в жизнь. Например, это реализация концепции «Умный город» — комплекс технических решений и организационных мероприятий, которые направлены на достижение максимально качественного управления ресурсами и услугами для формирования комфортной городской среды. В конкретном случае это может быть общественный транспорт, который ездит по электронному расписанию и интегрирован с умными остановками. Традиционно сложилось, что основными заказчиками нашего подразделения выступают органы власти. Воронежская область не исключение. Учитывая, что нашим мажоритарным акционером является само государство, надежность работы с «Ростелекомом» для госсектора выше, чем с любой другой компанией на рынке. Отмечу, что это никак нас не ограничивает в работе с крупными коммерческими организациями, такие проекты также есть.

— Приведите примеры наиболее актуальных из реализованных прикладных проектов в «Ростелекоме».

— Один из наиболее перспективных проектов для Воронежа — система городского видеонаблюдения в рамках АПК «Безопасный регион», которая реализуется в регионе с 2014 года. На сегодняшний день в областном центре и регионе установлено 510 камер. Созданная система уже дает очевидные плюсы для города: помогла повысить количество раскрытых преступлений и снизить число совершаемых.

Сачкова Оксана

Сачкова Оксана Александровна, родилась 9 октября в городе Чусовом Пермской области.

В 2005 году начала карьеру в телекоммуникациях специалистом по продажам Краснодарского филиала ООО СЦС «Совинтел». После слияния с «ВымпелКомом» отвечала за работу с ключевыми клиентами Краснодарского края. В 2013 году прошла конкурсный отбор в головной офис компании в Москве, где вела продажи с такими ключевыми клиентами, как «Газпром» и «Газпром нефть». С 2015 года отвечала за развитие работы с госсектором в ХМАО и ЯНАО.

В 2016 году из «ВымпелКома» перешла в «Ростелеком» на позицию начальника отдела по работе с крупными корпоративными и государственными сегментами Краснодарского филиала. В 2018 году заняла позицию директора по работе с корпоративным и государственным секторами Волгоградского филиала «Ростелекома». С мая 2020 года занимает должность заместителя директора филиала — директора по прикладным проектам в Воронежском филиале «Ростелекома».

— Сервисы видеонаблюдения в Воронежской области на сегодня разобщены. Часть принадлежит муниципалитетам, как, например, МКУ «Безопасный город», часть — у региональных органов власти, еще частью управляет бизнес. Что бы вы порекомендовали изменить в этом подходе для повышения эффективности работы системы в целом?

— Одно из эффективных решений в этом направлении — создание Единого оператора системы видеонаблюдения так, как это реализовано в Москве и Московской области. В центр мониторинга поступают видеоданные с различных источников — с умных домофонов, систем контроля и управления доступом на социальных объектах, дорожной фотовидеофиксации, с камер во дворах и в местах массовых скоплений людей, на транспорте и так далее. После полученная информация передается потребителям — правоохранительным органам и ситуационным центрам местных властей, которые в свою очередь используют ее для решения своих задач. На примере Московской области для создания Единого оператора системы видеонаблюдения власти в течение года подготовили и внесли необходимые для работы системы видеонаблюдения изменения в местную нормативную базу. В результате темп роста покрытия видеокамерами буквально за пару лет составил 60%, и сейчас в систему входит порядка 60 000 камер.

Этот пример позволяет сделать вывод, что создание Единого оператора системы видеонаблюдения в Воронежской области позволит снизить затраты при централизованном приобретении серверного оборудования и ПО, а достигнутую экономию направить на масштабирование системы.

— В Воронежской области возможно создание Единого оператора системы видеонаблюдения?

— На мой взгляд, в Воронежской области это неизбежно — вопрос времени.

— Какой объем инвестиций необходим для создания такого оператора?

— Создание Единого оператора системы видеонаблюдения упирается не только в коммерческую составляющую. Во многом успех зависит от уровня взаимодействия региональных властей и правоохранительных органов. Что касается экономики, то существуют различные финансовые модели: заказчику можно организовать все «под ключ», и это требует больших единовременных затрат, либо сервисная модель, которая предусматривает наличие внешнего инвестора.

— Оксана, приведите в качестве примера прикладные проекты, которые были реализованы в других регионах и их нет в Воронежской области

— У каждого региона свои потребности и финансовые возможности. Кто-то развивает туризм, и им актуальны цифровые решения для этой сферы. Для других в приоритете мониторинг энергоресурсов. Все зависит от региона и местных властей.

Благодаря пандемии и закрытию границ в нашей стране стал популярен внутренний туризм, каждый регион начал придумывать свои решения для привлечения потока отдыхающих, и Воронежская область не исключение. И в этом могут помочь цифровые решения. К примеру, в прошлом году «Ростелеком» совместно с правительством Тульской области установил мобильную интерактивную дверь в Туле. В режиме реального времени устройство осуществляет видеосвязь с аналогичными цифровыми панелями, установленными в Туле на Казанской набережной, московской станции метро «Тульская» и в Тульском государственном музее оружия. Выбирая на тач-панели нужные локации, пользователи могут выводить на экран изображение и общаться друг с другом, находясь в разных местах.

Еще одно интересное направление — стационарные зарядки для электрических транспортных средств. Вы видели, сколько электросамокатов появилось в Воронеже? А где они могут подзарядиться, чтобы продолжить свое движение? А если в нашем городе будут набирать популярность электромобили? Есть ли необходимая инфраструктура под них? Решение есть — компактные зарядные станции, которые интегрированы в опоры наружного освещения или стоят отдельно на придомовых территориях. Зарядки для электрических автомобилей «Ростелеком» уже реализовал в Московской области. Никто раньше не производил зарядные станции столь компактных размеров и не интегрировал их в опоры наружного освещения.

И еще одно из интересных цифровых решений: «Ростелеком» создал автоматизированную информационную систему технологического присоединения к любым инженерным сетям.

Суть очень проста — пользователь на одном ресурсе может получить максимальное количество информации. К примеру, нужно вам построить дом, а вы не знаете, что у вас зарыто в земле. Может быть, на вашем участке проходит канал связи или проложена труба. Заходите на портал, вбиваете данные, и система выдает максимально полную информацию — от выбора ресурсоснабжающей организации до определения ближайшей точки подключения. Кроме того, заявители могут самостоятельно отслеживать ход исполнения заявки.

— А непосредственно в нашем регионе?

— В Воронеже мы также адаптируем наши решения под потребности города и возможности местного бюджета. Самым крупным проектом нашего блока в Воронежской области можно назвать реализацию системы мониторинга, которая автоматизирует учет энергоресурсов электросетевой компании и обеспечивает управление инженерной инфраструктурой. Автоматическая передача информации на основании данных, полученных от 43 тысяч приборов учета, сократит затраты на ручной ввод показаний счетчиков и исключит их искажение.

— Вы начали работать заместителем директора Воронежского филиала «Ростелекома» в мае 2020 года, в разгар первой волны пандемии. Занимались ли внедрением средств контроля за самоизоляцией граждан и соблюдением других эпидемиологических ограничений?

— На волне пандемии у предприятий разных форм собственности и масштабов деятельности стали пользоваться спросом наши тепловизоры, предназначенные для дистанционного измерения температуры тела. Цифровое решение построено на базе собственной платформы видеонаблюдения и высокоточной интеллектуальной видеоаналитики, оно позволяет отслеживать и передавать данные в центр мониторинга.

— На ваш взгляд, в каких направлениях сейчас практически незаметны изменения в рамках цифровизации?

— Такие узкие места всегда есть, и, как правило, они возникают на стыке зон ответственности различных подразделений органов государственной власти. Приведу пример — картография. В сельском и лесном хозяйстве, градостроительстве, архитектуре и т.д. используются бумажные карты. Они были созданы еще в 50-60-е годы прошлого века и многие неактуальны. Благодаря развитию цифровых технологий назрела необходимость перевода этих карт в электронный формат с интерактивными элементами и возможностью интеграции внешних данных в существующие системы. Внедрение в рабочие процессы госвласти такой диджитал-площадки выведет работу с бизнесом и гражданами на качественно новый уровень. Ведь это позволит региональному правительству объединить существующие системы в рамках единой централизованной платформы, а пользователи получат максимально выверенную информацию из одного источника.

— Что необходимо для реализации проекта по созданию площадки с электронными картами?

— Мне кажется, что, во-первых, это высокий уровень взаимодействия между всеми структурными единицами органов госвласти, вовлеченными в этот проект. Здесь было бы уместно создание межотраслевой рабочей группы с приглашенными экспертами. Во-вторых, принятие долгосрочной стратегии развития такой платформы, предусматривающей ритмичное финансирование на весь срок проекта.

Вся лента