Вложения в трансформацию

Отставание в цифровизации обернется для компаний ростом себестоимости продукции

Металлургические и горнодобывающие компании во всем мире в последние несколько лет активно инвестировали в цифровые технологии по всей цепочке: от добычи и закупок сырья до производства и продвижения продукта. Пандемия COVID-19 с ее ограничениями и ростом конкуренции в условиях локдауна подстегнула цифровую гонку металлургов. На этом пути цифровизация приобретает национальный оттенок и региональную специфику. Отечественная металлургия не остается в стороне от глобальных трендов.

Более половины крупнейших металлургических компаний мира в обеих частях планеты отдают наивысший приоритет цифровой трансформации компаний на пути от продукта и до клиента

Фото: Михаил Солунин, Коммерсантъ

Наивысший приоритет

В июле прошлого года компания McKinsey исследовала опыт трех десятков глобальных компаний—лидеров металлургической отрасли Северной и Южной Америки, Европы, Ближнего Востока и СНГ на предмет внедрения цифровых технологий и решений продвинутой аналитики. Результаты исследования показали, что 80% компаний уже запустили программы цифровой трансформации. Из них две трети опрошенных заявили, что в своей корпоративной стратегии отдают наивысший приоритет программе цифровизации. То есть, как утверждают авторы исследования, темп и масштаб внедрения цифровых технологий и интернета вещей в металлургии очень высоки.

«Пандемия только подчеркнула важность внедрения цифровых технологий,— утверждает партнер McKinsey, эксперт по цифровой трансформации сырьевых и энергетических компаний Вячеслав Кубаев.— Ни одна из программ цифровой трансформации в металлургии, которую мы сопровождаем как консультанты, не была остановлена в 2020 году. Более того, в мире, включая Россию, запущен ряд новых масштабных программ».

Этому не помешали вызванные пандемией сложности и перевод значительной части сотрудников на удаленный формат работы. В том числе и потому, как полагает директор по информационным технологиям ТМК Дмитрий Якоб, что лидеры рынка активно внедряют систему интегрированного планирования (СИП), которая позволяет выдавать оптимальные варианты управленческих решений по распределению заказов, загрузке мощностей, закупочной деятельности, логистике и другим процессам.

Оказалось, что внедрение цифровых технологий напрямую связано со снижением издержек при производстве продукции и повышением качества работы с клиентом. По мнению экспертов McKinsey, себестоимость продукции промышленных компаний, которые останутся в стороне от процесса цифровизации, будет повышаться. Компьютерные технологии позволили освободить от рутинных операций сотрудников, дав им возможность сосредоточиться на ключевых бизнес-задачах. Перевод бизнес-процессов в онлайн заставил пересмотреть подходы к предотвращению киберугроз.

Движущие силы восстановления

Алексей Леонтович, заместитель генерального директора компании SAP CIS, называет драйверы, которые будут определять восстановление экономики в целом и металлургической отрасли в частности: «Первый — это форсированная цифровизация. Уже сейчас мы видим всплеск цифровых проектов, которые компании вынуждены были начать в текущих условиях, и их число будет только расти. Второй — экономика впечатлений, когда ввиду активного развития электронной коммерции будет увеличиваться число проектов, направленных на персонализированную работу с клиентами, сбор обратной связи. И третий — устойчивое развитие, которое будет включать все проекты компаний, направленные на повышение прозрачности работы, логистических цепочек, отслеживание CO2, контрафакта и многое другое».

Тренды развития

Если говорить о развитии цифровых технологий в металлургической отрасли в среднесрочной перспективе, то, по мнению Алексея Леонтовича, его определят тренды, которые «будут диктовать компаниям отрасли определенные требования к выбору и внедрению цифровых продуктов».

Первый тренд — вытеснение цифровизацией традиционных способов ведения бизнеса. Использование технологий машинного обучения и искусственного интеллекта становится обязательным для конкурентоспособности компаний. Второй — жесткая ценовая борьба, необходимость эффективного с точки зрения затрат производства, повышение требований к качеству продукции, минимизация партий поставки. Третий — переосмысление роли посредников и размытие границ отрасли: металлургические компании должны быть конкурентоспособными, осуществляя прямые продажи небольшим клиентам, и дополнять свои продукты услугами, а также быть вовлечены в процесс последующего их использования. И четвертый — это экологичность и переход к экономике замкнутого цикла.

Лидеры цифровизации

«У компаний, далеко продвинувшихся по пути цифровой трансформации, общий объем инвестиций в рамках программ цифровизации составил до $20–30 на тонну готовой продукции»,— отмечает Вячеслав Кубаев. Но подходы и цели металлургических компаний разных стран при инвестировании в цифровизацию различны. Например, западные компании уделяют внимание сразу всем направлениям: от закупок сырья до производственной и коммерческой деятельности. Азиатские, прежде всего китайские, компании делают упор на автоматизацию и роботизацию, а также на перевод основных производственных процессов в цифровой формат.

Российские металлургические компании также делают успехи в сфере цифровизации. Однако стоит отметить, что, согласно результатам исследования Всемирного экономического форума World Economic Forum`s Global Lighthouse Network, среди 54 компаний—лидеров в сфере применения цифровых технологий только 4 металлургические: Tata Steel (Нидерланды и Индия), Baоshan Iron & Steel (Китай) и Posco (Южная Корея). Российских металлургов в этом списке нет.

Константин Анохин

Вся лента