Обновлено 12:40 , 30.01

Пермские дилеры не объехали ковид

За год авторынок в Прикамье сократился на 9%

Продажи новых авто на пермском рынке за год сократились на 9%. Снижение показали практически все популярные бренды, исключение составили лишь китайские марки. Дилеры отмечают, что на продажи авто в 2020 году повлияла не только пандемия, из-за чего почти два месяца автосалоны фактически не работали, но и последовавший после снятия ограничений отложенный спрос. Именно он привел к опустошению дилерских складов и росту цен на авто до 20%. Участники рынка ожидают, что в 2021 году автомобили продолжат дорожать в пределах 10–15%.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

По данным агентства «Автостат», предоставленным аналитическим отделом компании VERRA (Toyota, Lexus, Porsche), автомобильный рынок в Прикамье, по итогам 2020 года, упал на 9%. В регионе было зарегистрировано 29,4 тыс. новых авто (в 2019 году — 32,3 тыс.). Отрицательная динамика по брендам соответствует общероссийским тенденциям. В целом за 2020 год в России продажи массовых авто упали на 8,9%, премиальных — на 7,6%. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) сообщала, что в 2020 году было продано 1,5 млн автомобилей — на 9,1% меньше, чем в 2019-м.

В Прикамье наибольшее падение по итогам года (объемы регистрации) показали Peugeot, (–66,7%), Jac (–54,5%), Jaguar (–50%), Volvo (–47,1%), Jeep (–44,8%), Infinity (–38,9%) и другие. Продажи лидирующей в Прикамье марки Lada упали на 12,4%.

Нарастили продажи китайские бренды Changan (+275%), Chery (+252,9%), Geely (+47,9%). В плюсе оказались Mitsubishi (+25%), Skoda (+11,7%), Suzuki (+10,1%), Audi (+2,6%).

Напомним, с введением локдауна из-за коронавирусной инфекции в апреле 2020 года все пермские автосалоны на время прекратили работу, перейдя в режим онлайн. В результате продажи дилеров по итогам апреля сократились вдвое. После того как в мае деятельность автосалонов разрешили, показатели начали расти. Уже в июне объемы регистрации новых транспортных средств в краевой ГИБДД выросли на 41,6% (6,9 тыс. авто) по сравнению с апрелем. В автосалонах появился большой спрос и дефицит машин — нехватка автомобилей началась из-за «карантинного» простоя заводов.

В «Сатурн-Р-Авто» (Subaru, Kia, Audi, Nissan, Renault, Suzuki, Lada, Jaguar и другие) продажи сократились примерно на 10%. Продажи Toyota в VERRA в 2020 году упали на 14,5%, Lexus и Porsche — на 2,8% и 11% соответственно. «Брайт Парк» (Lada, UAZ и Skoda) сократил объемы реализации новых авто на 6–7%. В «Форвард-Авто» (Lada, Mitsubishi) заявили “Ъ-Прикамье” о росте продаж примерно на 8%.

Директор по развитию многопрофильного холдинга «Сатурн-Р» Сергей Репин объясняет падение объема продаж весенним простоем дилерских центров. При этом нехватка автомобилей, начавшаяся весной-летом, актуальна для отрасли и сейчас.

«В 2020 году, впервые, наверно, за десять лет, склады дилеров были пустые. Сейчас идет наполнение складов, но что ждет в будущем — непонятно»,— отмечает Сергей Репин.


Экс-директор по продажам «Уралавтоимпорта», гендиректор автосалона «Урал Бэст Инвест» (LADA, Челябинск) Алексей Деткин считает, что производители и дилеры, выбравшие правильную стратегию размещения производства и реализации авто с учетом пандемии, смогли нарастить продажи. По словам собеседника, кто-то из дилеров заранее заказал необходимое количество автомобилей у производителей, у кого-то проще выстроена система логистики по комплектующим и прочее.

«Во время карантина говорилось, что годовое падение будет до 25%, а в итоге получили 9%. С доходностью у автодилеров тоже по-разному, результаты зависят от команды управленцев»,— подчеркивает Алексей Деткин.

Сергей Репин из «Сатурн-Р-Авто» отметил, что год «оказался не столь страшным для автобизнеса, как предполагалось».

Цены на новые транспортные средства за минувший год показали положительную динамику. В 2020 году, по оценкам Романа Кибасова, стоимость авто выросла на 8–10%. В компании «Форвард-Авто» машины подорожали в среднем на 20%. По словам гендиректора VERRA Анны Бояршиновой, стоимость Toyota, Lexus, Porsche росла на уровне от 3 до 10%.

Участники рынка заявляют, что в 2021 году цены продолжат расти.

«На конечную стоимость автомобиля влияют издержки производителей, процент локализации импорта в транспортном средстве. Производители, понимая спрос, формируют производство с легким дефицитом, так они хотят компенсировать изменение курсов валют и объемов»,— отмечает гендиректор «Брайт Парк» (Lada, UAZ и Skoda) Олег Долженков.

«Ожидаемый рост цен в 2021 году составит 10–12%. А если в России еще повысят утильсбор, то автомобили подорожают еще на 2%»,— полагает Анна Бояршинова. Напомним, в конце 2020 года стало известно о планах правительства РФ повысить утилизационный сбор на 25%. Утильсбор на авто российского производства компенсируют увеличением господдержки.

Гендиректор «Форвард-Авто» Рустам Бахтияров считает, что за год цены на новые машины вырастут на 10–15%.

По мнению собеседника, из-за повышения цен на металл в России и в мире уже в феврале-марте может произойти резкий скачок цен на авто.

Евгения Ахмедова

Вся лента