Избыточное предложение в красной зоне

Неделя мужской моды в Милане началась с закрытия магазинов одежды и отмены последних физических презентаций в сетке показов


О том, как модная индустрия смирилась с режимом ЧС и перестала обещать своим потребителям «возвращение к нормальности»,— в материале «Коммерсантъ Стиль».

Фото: East News

Неделя мужской моды в Милане началась с легкой паники среди представителей индустрии. 15 января правительство Италии объявило о возвращении Ломбардии в «красную зону», снова закрыв магазины и кафе и запретив любые перемещения по городу, не связанные с медицинской и рабочей деятельностью. Это отменило и встречи дизайнеров с байерами, и зимние распродажи в офлайне.

Ренато Борги, президент Федерации итальянской моды и Confcommercio, заявил, что новый указ стал особым шоком в день открытия Недели моды: «Модный ритейл и так на грани апокалипсиса, а введение Ломбардии в режим красной зоны может снова обрушить цепочку поставок в решающий момент для отрасли. 60% из опрошенных нами компаний заявили о снижении продаж от 50% до 90%. Индустрия стремительно теряет ликвидность от сезона скидок, которая обычно позволяет брендам заказать производство новых коллекций. Ранее сказывалось и отсутствие fashion-туризма, и то, что большинство итальянцев остаются дома на home office, не могут выйти в свет и больше не имеют достаточного дохода, чтобы покупать одежду». Борги считает, что индустрии необходимы шоковые меры, на которые государство вряд ли пойдет: компенсация фактических потерь товарооборота и налоговый вычет в размере 60% от покупной стоимости нераспроданного товара.

Люкс-бренды еще острее ощутили последствия пандемии зимой: многие дизайнеры приняли решения закрыть свои бутики из-за нерентабельности во время второго локдауна.

Так, Prada решили отказаться от своего магазина в известном шопинг-районе Милана Quadrilatero della Moda. По словам самой компании, бренд заметил «избыточное предложение» со своей стороны и решил исправить ситуацию.

Фото: East News

Позитивная динамика коронавируса и растущее количество физических показов в сентябре обнадежили индустрию. Вплоть до конца декабря пять дизайнеров планировали провести презентацию следующего сезона в офлайн-формате. Но правительство Италии ужесточило меры на зимние праздники, введя режим ЧС по всей стране. Было ограничено любое перемещение между городами вплоть до запрета выходить из собственного района во время Рождества и Нового года. В свете постоянно меняющихся условий дизайнеры стали поочередно отказываться от физических показов: Dolce & Gabbana последними отменили шоу, заявив, что «необходимые условия для его реализации оказались неудачными из-за ограничений». Etro не стали отказываться от показа в последний момент и решили провести его за закрытыми дверями, без посетителей.

Почему дизайнеры изначально планировали физические презентации в условиях нестабильности? Многие рассчитывали на массовую вакцинацию, которая пока не набрала обороты в стране. На данный момент прививки доступны только медицинскому персоналу и фармацевтам. Высший совет здравоохранения Италии заявил, что вакцинация широкой публики завершится к началу осени.

Фото: East News

В свете подобных условий CNMI в этот раз воздержались от обещаний «вернуться к нормальности» в следующем сезоне. Палата направила силы на то, чтобы расширить возможности онлайн-платформы для представителей индустрии. Во время июльской Milano Digital Fashion Week Карло Капаса заявил, что цифровой формат показов не адаптирован под байеров. Для осенне-зимних показов 2021/2022 CNMI добавили возможность просмотреть одежду вблизи в виртуальных шоурумах и забронировать бизнес-звонок с дизайнером сразу после презентации.

Организаторы Недели моды также отмечают новый тренд, появившийся с пандемией и цифровым форматом,— возможность говорить с публикой напрямую о стратегии и состоянии индустрии.

Тематические комнаты с public talks и лекциями об этичном производстве и инклюзивности были представлены еще во время Цифровой недели моды как попытка занять зрителей чем-то помимо видеопрезентаций. За полгода онлайн-комнаты постепенно превратились в пространство, где студенты известных дизайн-школ и начинающие модельеры могут организовывать обсуждения с известными брендами и поднять разговор на новый уровень. Так, после показа первой мужской коллекции Prada, созданной в тандеме Прады и Симмонса, дизайнеры проведут прямую трансляцию со студентами из Лондона, Кембриджа, Сеула, Пекина и пр. о будущем модной индустрии. Раф Симмонс ранее высказался на эту тему в своем интервью The New York Times: «Единственный урок, который мода не вынесет из этой ситуации,— это единственный урок, который она должна была вынести: не быть такой жадной. Только новое поколение может поменять эту систему».

Виктория Кокарева

Вся лента