«Есть основания полагать, что очередной плановый показатель выполнен не будет»

Дмитрий Дризе — о методах снижения уровня бедности

Счетная палата подготовила доклад о ситуации с доходами населения. Согласно оценкам ведомства Алексея Кудрина, действия правительства не достаточны, чтобы к 2030 году снизить число бедных в два раза и, соответственно, выполнить наказ президента. По оценкам Счетной палаты, необходимы дополнительные меры в сфере государственного регулирования. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе подозревает, что наверху нашли простой способ решить проблему.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Счетная палата избегает резких оценок. Документ изобилует сложными терминами и ветвистыми формулировками. Тем не менее смысл уловить нетрудно даже неподготовленному с точки зрения большой экономики человеку. Победить бедность не получается, меры правительства по борьбе с этим злом не достаточны. Есть основания полагать, что очередной плановый показатель снизить количество бедных к 2030 году в два раза выполнен не будет. Согласно выводам ведомства Алексея Кудрина, проводимая политика требует уточнения. Сейчас практикуется такая формула: растет экономика, доходы увеличиваются, значит, бедность снижается.

Счетная палата отмечает, что нынешний прогнозируемый рост слишком мал, требуются дополнительные меры государственной политики: для начала не мешает все-таки более четко прописать само понятие «бедность». Официально бедный — тот, кто живет на доходы ниже прожиточного минимума в 11,4 тыс. руб. На сегодня таковых порядка 20 млн человек. На секунду вдумайтесь в эту цифру — это население таких стран, как Румыния или Нидерланды, две Австрии, две Белоруссии и так далее. И вот вопрос: насколько можно считать богатыми тех, кто зарабатывает, скажем, 13 или даже 15 тыс. руб. в месяц? Если добавить и эту категорию, то показатели выйдут, прямо скажем, тревожные. И что значит снизить целевые показатели? Если ты будешь получать не 11,4 тыс., а 12,5 тыс. это можно считать победой над бедностью? А ведь именно так и отчитываются порой чиновники.

Впрочем, опять же это все не новость. Мы это слышали в 2018-м, 2019-м и в 2020-м. Прошлый год, как мы помним, заканчивался фразой президента, что граждане не ощущают улучшений. А нынешний — регулированием цен на макарошки и публичной поркой министров за то, что они пытаются решать проблему некими рыночными методами.

Традиционно вызывает тревогу даже не само по себе число бедных, а то, как их количество предлагается уменьшать.

Все больше проглядывается такая формула: на самом деле бедности никакой нет, есть общий уровень доходов населения. На сегодня, да, он невысокий. Но виной тому не действия власти, а внешние факторы: конъюнктура или вот коронокризис. Много напастей всяких на нас со всех сторон валится. Поэтому приходится признать, что, да, небогато живем. Но при этом главное у нас — это фактор большинства. Если все эта категория зарабатывает более-менее одинаково, значит, не все так безрадостно.

Как Владимира Путина задел рост цен

Смотреть

Тот факт, что ты не один такой, греет. Вот вам и ностальгия по СССР: жили плохо, но дружно. Так и победим бедность. А богатые, да, они есть, но их меньшинство, и оно если что сможет поделиться. Вот вам и уточнение государственной политики. Методики подсчета нужно менять.

Вся лента