Командировки не вернулись с изоляции

Число деловых поездок в этом году резко сократилось

Пандемия COVID-19 вынудила компании сократить число деловых поездок сотрудников более чем на 60%. Доля зарубежных поездок в структуре бронирований закономерно снизилась с 25% до 12%. В силу особенностей бизнеса самыми активными по числу деловых поездок оказались предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности, энергетики. На них профильный турбизнес сделает ставку и в следующем году.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

В этом году состоялось только 34% деловых поездок от показателей прошлого года. Такие данные в своем исследовании приводит «Аэроклуб». Аналитики отмечают, что резкий спад произошел после длительного роста: последние годы число деловых поездок стабильно увеличивалось на 20–25% в год. К сокращению активности бизнес-путешествий привело стремление компаний сократить число командировок и деловых мероприятий на фоне пандемии COVID-19.

В наименьшей степени, по расчетам «Аэроклуба», сократили свою активность предприятия энергетики, предприятия обрабатывающей и добывающей промышленности: число командировок в общей сложности за год снизилось на 55%. «Они продолжали работать вахтовым методом, производственный процесс нельзя остановить»,— поясняет гендиректор «Аэроклуба» Юлия Липатова. Она ждет, что активность в сегменте будет сохраняться и в следующем году, в то время как динамику в других индустриях прогнозировать сложно. В этом году, по данным «Аэроклуба»:

  • фармацевтическая отрасль и FMCG сократили объем перелетов своих сотрудников на 74%,
  • ритейлеры — на 62%,
  • финансовые и консалтинговые компании — на 60%.

Сохранившие активность деловые туристы чаще старались экономить. Согласно оценкам «Туту.ру», в структуре спроса на железнодорожные билеты со стороны бизнеса доля плацкартных вагонов за год выросла с 26,1% до 34,6%, а люксовых размылась с 4,3% до 3,9%. Одновременно сервис зафиксировал снижение глубины бронирования. Если в 2019 году билеты с отправлением через три дня и менее покупали в 47% случаев, то в 2020-м — в 56%. Одновременно, по оценкам «Туту.ру», с 17% до 11% за год снизилась доля поездок, спланированных за две недели и более.

По данным «Аэроклуба», в 2020 году компании прогнозируемо сократили число деловых поездок сотрудников за рубеж — их стало на 84% меньше, в то время как перелетов по России — на 60%.

«Если годом ранее доля зарубежных перелетов составляла четверть всех путешествий бизнес-туристов, то в этом году она сократилась до 12%»,— комментирует Юлия Липатова.

За границу представители бизнеса чаще всего ездили в Белоруссию, Казахстан и Турцию. Этот список скорректировался относительно прошлого года, когда речь шла о Германии, Белоруссии и Франции. Среди российских направлений корпоративные клиенты, по данным «Аэроклуба», чаще всего выбирали Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург, что примерно соответствует прошлому году.

В целом, по данным KPMG, деловые поездки — один из наиболее пострадавших секторов турбизнеса: о падении спроса на эти услуги заявило 42% опрошенных компанией участников рынка. Восстановление отрасли может затянуться: только 21% респондентов KPMG ждет, что процесс будет быстрым. Аналитики компании связывают это с сохраняющимися ограничениями на командировки, запретом на массовые деловые мероприятия.

Александра Мерцалова

Вся лента