В кинотеатрах вновь раздался «Звонок»

Как критики встретили продолжение франшизы

Девушка из колодца вернулась на экраны — в российский прокат вышло продолжение франшизы «Звонок». На протяжении 20 лет история о демоне Садако экранизировалась не только на родине, в Японии, но и в других странах, в том числе в Голливуде. Новый фильм в российском прокате получил название «Звонок. Последняя глава». С подробностями — Сергей Гусев.

Фото: Кинологистика

Телевизионные помехи, неожиданные телефонный звонок, после которого дается семь дней на передачу смертоносной видеокассеты, а также девочка-призрак с мокрыми черными волосами, вылезающая из колодца. Это описание остается до сих пугающим для тех, кто видел хотя бы один фильм из франшизы «Звонок». А за двадцатилетнюю историю их накопилось по крайне мере около 12. Первой экранизацией одноименного романа Кодзи Судзуки о проклятии призрака стал хоррор 1998 года, получивший признание японской киноакадемии. На широком экране его воплотил Хидэо Наката. Он же 20 лет спустя снял «Последнюю главу», которая в оригинале называется именем мстительного духа «Садако». В этой новой части снова появляется видеозапись, а на ней знакомый силуэт в белом платье.

Последнюю главу «Звонка» уже оценил киновед, специалист по хоррорам Станислав Ростоцкий. В беседе с “Ъ FM” он подчеркнул, что спустя два десятилетия дух Садако перестал быть таким пугающим: «Речь идет уже не о проклятой кассете, а роковое видео просочилось в интернет. Является прямым продолжением и первого, и второго, и нулевого "Звонков" Накаты — режиссера. Еще один случай, связанный с девочкой, — оригинальный "Звонок" плоть от плоти каких-то корневых японских культурных особенностей.

Последние фильмы франшизы на родине, в Японии, уже не такой большой интерес вызывают, но тем не менее верных поклонников все равно и там, и на других континентах останется еще на несколько серий.

А что касается американского варианта, как показал его всемирный успех, он является зрелищем достаточно универсальным, способным напугать не только японца».

Всемирную популярность франшиза «Звонок», да и сам жанр японских ужасов —J-horror — получили благодаря американской интерпретации Гора Вербински с оскаровской номинанткой Наоми Уоттс в главной роли. Тогда зарубежные критики не постеснялись назвать ремейк 2002 года одним из самых ужасных будоражащих фильмов Голливуда того времени. В прокате же «Звонок» заработал $250 млн, что почти в четыре раза больше японской версии. Хотя, согласно iMDB, и версия Хидэо Наката, и американский ремейк, зрители полюбили одинаково на 7 баллов из 10. А три года назад на экране соединились сразу два мстительных японских духа — брошенная в колодец Садако и обитель проклятого дома Каяко из «Проклятья». Кстати, эта знаменитая франшиза тоже получила продолжение в этом году. В целом, жанр хоррора переживает перезагрузку, уверен кинокритик Forbes и «Кинопоиск» Дмитрий Барченков: «С одной стороны, авторы, делающие арт-кино, при этом Джейсон Блум пытается развивать хоррор для широкого зрителя и восстановил франшизу "Хэллоуин". В жанре очень важно зрителя удивить. А он хоррор-концепт, слэшер-концепт, где есть маньяк с ножом, смешивает с каким-то концептом "поменяться телами". Просто на среднего уровня фильм ужасов зритель уже не пойдет.

Американцы выпустили очередную часть франшизы "Проклятье". И это было полным провалом. То же самое должно произойти и со "Звонком".

Сама франшиза "Звонок" очень сильно повлияла на поп-культуру. Образ "девочки из колодца", мы его видим и в пародиях — "Очень страшное кино", в графических романах, в играх».

Пандемия все же прибавила интереса к фильмам ужасов. В первые месяцы после открытия кинотеатров до выхода «Довода» Кристофера Нолана и «Мулан», как сообщали ранее “Ъ FM” в «Бюллетене кинопрокатчика», хорроры собирали стабильную аудиторию. К примеру, одним из самых успешных фильмов середины августа стало продолжение южнокорейского «Поезда в Пусан». Картина в российском прокате заработала больше 36 млн руб.

Ольга Сергиенко

Вся лента