Судный год

Самые значимые судебные споры в повестке 2020

Несмотря на различные ограничительные меры, введенные в регионах, в 2020 году в судах Сибирского федерального округа кипела работа. Безусловным лидером по объему средств, фигурирующему в деле, стало разбирательство по поводу компенсации за разлив нефтепродуктов на севере Красноярского края. Но в повестке года оказались и другие, не менее важные по своему значению споры.

Росприроднадзор устанавливает цены на нефть

Авария, которая привела к одному из крупнейших судебных исков в истории российских компаний, произошла 29 мая. Тогда на ТЭЦ-3, которая принадлежит «Норильско-Таймырской энергетической компании» (НТЭК, дочерняя компания ГМК «Норникель»), в результате просадки опор фундамента в окружающую среду, в том числе в две реки, попало более 21 тыс. т дизельного топлива. По данным «Норникеля», причиной аварии стало потепление в зоне вечной мерзлоты.

5 июня в ходе общения с президентом РФ глава «Норникеля» Владимир Потанин говорил о том, что компания возьмет на себя все расходы по ликвидации последствий утечки, ущерб от которой оценивается в 10 млрд руб., а также заплатит штраф, «сколько насчитают». Впоследствии оказалось, что стороны считают по-разному. Росприроднадзор оценил ущерб экологии в 147,8 млрд руб. В сентябре Енисейское межрегиональное управление ведомства подало в арбитражный суд Красноярского края иск к НТЭК на эту сумму. Ответчик, в свою очередь, оценил ущерб в 21,4 млрд руб., заявив, что Росприроднадзор применил неверную методику расчета.

В ходе рассмотрения дела в арбитраже участником процесса в качестве третьего лица попытался стать индивидуальный предприниматель Виталий Кондратенко. Как выяснилось, ранее он взял у мэрии Дудинки в аренду сроком на 48 лет 10,3 тыс. га побережья на реке Пясине (в первую очередь, для ловли рыбы), которое оказалось загрязнено. Но суд бизнесмену отказал.

Что взять с военных строителей

О значительной сумме речь идет и в другом разбирательстве в красноярском арбитраже. Производитель спутников ГЛОНАСС АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» (ИСС) пытается взыскать 31,9 млрд руб. с ФГУП «Главное военно-строительное управление №9». По данным „Ъ“, застройщик не сдал в срок объекты монтажно-испытательного корпуса, который должен был обес­печить полный цикл производства отечественных спутников, в том числе для масштабной группировки «Сфера».

В августе ИСС направили в арбитражный суд Красноярского края два исковых заявления о взыскании неустойки. В определении от 22 октября по делу, в котором иск подан на 29,2 млрд руб. (затем сумма была увеличена до 30,3 млрд руб.), говорится, что «представитель ответчика исковые требования не признает в полном объеме». Прогнозировать исход разбирательства, которое после неоднократных отложений продолжится уже в январе 2021 года, трудно, отмечали юристы. С другой стороны, также трудно представить, что ИСС даже в случае успеха в арбитраже получит заявленные в исках средства. 28 мая 2020 года ФГУП было признано банкротом.

У «Сибмоста» время вышло

Новосибирский арбитраж в этом году рассмотрел дело со значительно меньшим объемом финансовых претензий. Зато оно касается знакового объекта областной дорожной инфраструктуры — Восточного обхода Новосибирска. Напомним, что общая протяженность обхода составит около 80 км. Магистраль должна снизить транспортную нагрузку на федеральную автодорогу Р-256 «Чуйский тракт» на въезде в Новосибирск и дать выход на трассу Р-255 «Сибирь».

31 июля федеральное управление автодорог «Сибирь» Росавтодора (Сиб­управтодор) подало в новосибирский арбитраж иск о расторжении контракта на строительство первого этапа Восточного обхода с АО «Сибмост». Контракт касался участка между Новосибирском и поселком Линево протяженностью 20 км.

Госконтракт был подписан еще в 2013 году. Тогда предполагалось, что первый этап проекта стоимостью 10,3 млрд руб. будет завершен в октябре 2017 года. Но в марте 2018-го «Сибмост» добился через суд переноса окончания работ на октябрь 2021 года. В дальнейшем же выяснилось, что и этот рубеж компания, оказавшаяся в процедуре банкротства, не удержит. Весной минтранс региона сообщил, что первый этап обхода планируется ввести в эксплуатацию в 2023 году. Тогда же, в апреле 2020-го, сам «Сибмост» проинформировал о завершении монтажных работ на путепроводе через Транссиб. Этот объект общей протяженностью 677 погонных метров в компании назвали самым сложным технологическим участком первого этапа Восточного обхода. К настоящему времени работы этапа выполнены на 45%.

Поводом для иска Сибуправтодора стало отставание от сроков при выполнении работ. «При банкротстве подрядчика такие иски очень ожидаемы. Заказчик заинтересован в надлежащем выполнении договорных обязательств, а подрядчик, находящийся в конкурсном производстве, вряд ли сможет работать полноценно. Даже если кредиторы примут решение продолжать хозяйственную деятельность, существует очередность платежей, в том числе текущих, требования о соблюдении которой не позволяют предприятиям вести полноценную экономическую деятельность»,— говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Гребнева и партнеры» Ирина Гребнева.

Арбитраж иск отклонил на том основании, что госконтракт уже расторгнут односторонним решением истца с 11 августа этого года.

Теперь предполагается, что новый подрядчик будет определен в начале 2021-го. Сроки выполнения контракта вновь будут перенесены. На этот раз — на 2024 год.

Слово пошло по инстанциям

Если же говорить не о размере суммы, упомянутой в судебном разбирательстве, а об участвующей в нем персоне, то здесь одно из самых важных событий — иск главы Республики Хакасия Валентина Коновалова к пресс-секретарю «Роснефти» Михаилу Леонтьеву. Кандидат от КПРФ гос­подин Коновалов стал главой региона по итогам второго тура выборов, которые прошли 11 ноября 2018 года. В декабре того же года Михаил Леонтьев в эфире программы «Главрадио» на радио «Комсомольская правда» заявил, что в Хакасии «выбрали, значит, губернатором дебила». В ответ руководитель республики предъявил господину Леонтьеву иск о защите чести и достоинства, потребовав опровержения.

Разбирательство затянулось. В мае 2019 года городской суд Абакана полностью удовлетворил иск, но Михаил Леонтьев обжаловал решение сначала в верховном суде Хакасии, а затем в Восьмом кассационном суде. В феврале 2020 года кассационная инстанция вернула дело на пересмотр. В октябре абаканский горсуд еще раз подтвердил свое решение.

Штраф на пользу конкуренции

В Иркутской области в 2020 году завершились разбирательства вокруг определения инвестора строительства нового терминала в аэропорту регионального центра. В мае 2018 года Сергей Левченко, занимавший тогда пост иркутского губернатора, объявил, что соинвестором станет «Рампорт аэро», кроме того, в проекте будет участвовать холдинг «Новапорт» Романа Троценко. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) посчитали, что власти Иркутской области при этом нарушили антимонопольные процедуры. В июле 2019 года ведомство предписало заново выбрать инвестора. В августе 2019-го Сергей Левченко обратился в арбитражный суд Москвы с заявлением о признании незаконным предписания ФАС.

В апреле этого года ФАС возбудила дело по ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения органом исполнительной власти субъекта) против Сергея Левченко, который в самом конце прошлого года ушел в отставку. Его рассмотрение завершилось штрафом в размере 30 тыс. руб. Дело же в арбитраже было закрыто в мае 2020 года, так как новое областное руководство отказалось от заявленных ранее требований.

Кто же займется реконструкцией иркутского аэропорта, пока неизвестно. В сентябре 2020 года новый иркутский губернатор Игорь Кобзев заявил о том, что аэропорт точно не будет переноситься, а реконструкция будет осуществляться на основе концессионного соглашения с частными инвесторами.

Торговля пришла в политику

В этом году в центре внимания значительной части предпринимательского сообщества оставалась ситуация вокруг банкротства еще недавно крупнейшего ритейлера Сибири — новосибирского «Холидея».

О том, что его банкротство может повлечь за собой признание несостоятельными нескольких сотен поставщиков, они предупредили в феврале. Письма с просьбой вмешаться в ситуацию были направлены полпреду президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергею Меняйло и главе российского минпромторга Денису Мантурову.

Беспокойство поставщиков вызвал тот факт, что конкурсный управляющий новосибирского ООО «Компания „Холидей“» стал оспаривать сделки поставщиков с компанией, пытаясь вернуть в конкурсную массу должника деньги, выплаченные за осуществленные поставки. Всего под подозрение попали более 1,7 тыс. сделок на общую сумму около 6 млрд руб., совершенных в течение месяца до признания ритейлера банкротом.

В марте заксобрание Новосибирской области, откликнувшись на жалобы поставщиков, приняло обращение в адрес премьер-министра Михаила Мишустина. Депутаты попросили изменить закон о банкротстве таким образом, чтобы не допустить разорения добросовестных поставщиков. Ряд юристов назвали ситуацию вокруг компании беспрецедентной с точки зрения судебной практики.

Счетная палата насчитала нарушения

В числе случаев, касающихся использования бюджетных средств, стоит отметить ситуацию с Сибирским федеральным университетом (СФУ) в Красноярске. До суда в данном случае дело пока не дошло, но и потенциал в этом смысле еще не утратило. В августе Счетная палата РФ сообщила о том, что выявила в СФУ нарушения на 1 млрд руб. при расходовании бюджетных средств, выделенных вузу на развитие инфраструктуры. Всего в 2015–2019 годах университет получил 9,3 млрд руб. на строительство девяти объектов, в том числе предназначенных для проведения зимней Универсиады 2019 года.

По данным аудиторов, 46,7% закупок на общую сумму 4,4 млрд руб. были проведены на неконкурентной основе — аукционы были признаны несостоявшимися, а контракты заключены с единственным их участником. Более 70% общего объема (по стоимости) контрактов пришлось на ООО «Сибиряк-проект» и ООО УСК «Сибиряк», связанные с красноярским предпринимателем Владимиром Егоровым. В целом экономический ущерб интересам РФ от нарушений Счетная палата оценила в 497 млн руб.

В СФУ с претензиями категорически не согласились. «Необходимо отметить, что средства в размере более 95% от общего объема выделенного финансирования были направлены на проведение конкурентных процедур в виде аукционов в электронной форме или отрытых конкурсов. При этом аудиторами к неконкурентным закупкам были отнесены результаты торговых процедур, на участие в которых поступила только одна заявка, и в соответствии с требованиями закона контракты были заключены с единственными участниками. Заключение контрактов с единственным поставщиком в данном случае не является нарушением законодательства о закупках»,— говорится в заявлении СФУ.

Можно ли ограничить ограничительные меры

В 2020 году судебные инстанции столкнулись с такими разбирательствами, которые не могли появиться раньше. Речь идет об исках, связанных с пандемией COVID-19 и принятыми по этому поводу ограничительными мерами для бизнеса.

В качестве примера можно привести обращение в Кемеровский областной суд новокузнецкого ООО «8-я проходная», под управлением которого находятся два ресторана и ночной клуб. Предприятие в административном иске оспорило решение губернатора Сергея Цивилева запретить работу организаций общественного питания в ночное время. Оно было введено в Кузбассе в конце октября. Согласно карточке дела, суд истцу отказал.

Юристов такой исход дела не удивил. «Дело в том, что, несмотря на непопулярные меры властей, ситуация в законодательстве такова, что эпидемиологические ограничения очень жесткие, и власти имеют право накладывать подобные ограничения. Насколько они разумны — это уже другой вопрос. Но формально решение об ограничении часов работы принято законно»,— считает Ирина Гребнева.

Валентин Романов

Вся лента