Антимонопольщики предостерегли не тех

Мэрию Курска понуждают ограничить закупки «мусорного» регоператора

Суд встал на сторону комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) Курска в споре с региональным управлением Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о выдаче предостережения об устранении нарушений в положении о закупках принадлежащего комитету АО «Спецавтобаза по уборке Курска» (САБ, в статусе регоператора по обращению с отходами обслуживает 13 муниципалитетов, включая облцентр). Антимонопольщики подсчитали, что два года компания по большей части пользовалась услугами единственного поставщика, что могло повлиять на тариф на вывоз мусора. В мэрии полагают, что предостережение было направлено не по адресу.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Арбитражный суд Курской области на прошлой неделе поддержал КУМИ Курска и признал недействительным предостережение регионального управления ФАС об изменении положения о закупках принадлежащего комитету регоператора АО САБ. Претензии ведомства к обслуживающей облцентр и еще 12 муниципалитетов компании вызваны большим количеством неконкурентных закупок. «В положении о закупках предусмотрен необоснованно широкий перечень товаров, работ, услуг у единственного поставщика. Заказчик имеет возможность принимать решение о неконкурентных закупках по своему усмотрению, фактически произвольно, без наличия объективных оснований, препятствующих конкурентной закупочной процедуре», — считают в управлении.

АО «САБ по уборке г. Курска»

Смотреть

Как следует из опубликованного предостережения, САБ могла закупать без торгов 26 видов услуг, включая мониторинг СМИ, организацию фотосессий, работу банкиров и адвокатов, поставку мебели и бытовой техники. Непосредственно для деятельности регоператора, выстраивающего отношения с другими участниками рынка отходов, компания у единственного поставщика могла заказывать услуги по аренде спецтехники, а также товары, работы и услуги, предназначенные «для выполнения неотложных работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния» в границах обслуживаемой зоны. По мнению ведомства, эти услуги, а также еще 12 видов прочих широко представлены на конкурентных рынках: «Объективные причины, препятствующие проведению состязательных закупочных процедур либо делающие их экономически невыгодными, отсутствуют».

Из документа следует, что с 2017 по 2019 год САБ провела 348 закупок у единственного поставщика на 2,7 млрд руб., а конкурентных закупок — 19 на 300 млн руб. Доля таких закупок, отметили в управлении, составила 5% от общего числа. Среди наиболее крупных заказов у единственного поставщика в предостережении указаны услуги лизинга на 160,1 млн руб., поставка спецтехники на 135,6 млн руб. и аренда транспорта за 75,9 млн руб. Предостережение выдано в январе 2020 года КУМИ: учредителем и собственником 100% акций АО является город Курск, а его интересы в качестве акционера представляет комитет. Ведомство требовало привести положение в соответствие с требованием законодательства и исключить случаи «необоснованных неконкурентных закупок у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур».

Комитет оспорил выдачу предостережения в феврале 2020 года. В пресс-службе мэрии “Ъ-Черноземье” пояснили, что по федеральному закону №223 положение о закупках утверждается советом директоров, а не общим собранием акционеров. Управление ФАС же выдало предупреждение комитету по управлению муниципальным имуществом как единственному владельцу регоператора. «Комитет посчитал, что данное предупреждение вынесено в отношении ненадлежащего лица, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы муниципалитета, а также публичные интересы в сфере антимонопольного законодательства», — отметили в мэрии.

Заместитель руководителя курского управления ФАС Екатерина Лихушина рассказала “Ъ-Черноземье”, что САБ как регоператор является монополистом, а его закупочная деятельность регулируется специальным федеральным законом №223. «Законом предусмотрено, что такие субъекты, как САБ, при закупках товаров, работ и услуг руководствуются специальным документом — положением о закупках», — добавила она. По словам Екатерины Лихушиной, эта деятельность регоператора напрямую касается и жителей региона, так как в тарифе на вывоз мусора учитываются затраты компании. «В этой связи вызывает недоумение позиция комитета по поводу того, что городская администрация не контролирует закупочную деятельность компании», — добавила госпожа Лихушина.

По ее словам, управление будет обжаловать решение суда, когда получит мотивировочную часть. В то же время, добавила Екатерина Лихушина, антимонопольной службе удалось добиться главного: положение о закупках было приведено в соответствие с требованиями законодательства. «В новой редакции положения исключена избыточная свобода неконкурентных закупок у единственного поставщика, сейчас конкурентные торги компании составляют около 67%», — отметила госпожа Лихушина. Она также подчеркнула, что «в результате совместных усилий» ФАС, выдавшей САБ предписание о пересмотре тарифов, и регионального управления службы во втором полугодии 2020 года тариф для населения Курской области был снижен с 532,16 до 496,3 руб. за кубометр.

Управляющий партнер юридической фирмы «Вестсайд» Сергей Водолагин называет стремление УФАС оспорить вынесенное против него решение объяснимым: «Ведь если местная администрация спешно подкорректировала правила закупок на будущее, это не значит, что в прошлом нарушений не было. А если они были, то кто-то должен понести ответственность».

Александр Прытков

Почему ФАС требует аннулировать конкурс по выбору воронежского регоператора

По мнению антимонопольщиков, региональный департамент ЖКХ, организовавший конкурс на право стать регоператором по обращению с отходами в 18 районах Воронежской области, в нарушение правил принял от победителя «Облкоммунсервиса» дополнение к заявке и присвоил ему максимальное количество баллов по одному из критериев без подтверждения доказательств со стороны участника

Читать далее

Вся лента