Поворотная точка

Образование

Эксперты считают, что кризис — ключевая причина формирования тренда на инновации в образовании.

Главным инновационным трендом в образовании стала трансформация образовательного процесса из старой советской модели лекционного формата в проектно-ориентированный подход, чего ранее в школах не было никогда

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Сегодняшний кризис в образовании не связан с форматом преподавания (офлайн или онлайн), использованием геймификации в процессе обучения или нет, считает Юлия Колбасова, основатель Almanax Education. «Он связан с содержанием стандартного формального образования, в котором теряется ответ на вопрос "Зачем?". Существует огромная пропасть между жизненными и профессиональными навыками, рабочими прикладными инструментами и тем набором знаний, который дается, например, в школе»,— поясняет эксперт.

Ведь существующие форматы массового фронтального обучения возникли в ответ на потребности развивающегося промышленного производства в большом количестве работников, обладающих универсальными знаниями, умениями и навыками. «Теперь, в условиях постоянно меняющегося, малопредсказуемого и сложного мира, гораздо более ценными становятся не знания, передаваемые "из рук в руки", а особенности уникального индивидуального опыта, который можно получить во взаимодействии и сотрудничестве с другими людьми. Именно поэтому приобретает актуальность обучение через совместную работу над связанными с реальной жизнью проектами и проблемами»,— добавляет Юлия Шевченко, образовательный психолог.

Новые тенденции

Что касается среднего образования, то, по мнению, Александра Ружинского, основателя проекта Startup Junior и члена «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленобласти, главным инновационным трендом здесь стала трансформация образовательного процесса из старой советской модели лекционного формата в проектно-ориентированный подход, чего ранее в школах не было никогда.

В отношении высшего образования, как отмечает Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО, в целом сегодня европейские страны взяли курс на объединение лучших курсов, дисциплин, программ на одних платформах. Например, в ЕС уже насчитывается 41 такое объединение. Таким образом, студент может брать компетенции в нескольких университетах сразу и одновременно стать выпускником нескольких вузов.

Также уходит в прошлое формат, когда эксперт-преподаватель является единственным источником знаний. «Важным трендом бизнес-обучения становятся кросс-коммуникации, когда руководители компаний из разных отраслей, регионов и стран активно обмениваются собственными практиками и вместе работают над повышением эффективности своих компаний»,— поясняет Екатерина Гришина, директор центра повышения производительности ВАВТ Минэкономразвития России.

Рассуждая о технических инновациях в сфере образования, эксперты приходят к выводу, что как таковых их нет, большинство инструментов для очного и дистанционного образования уже использовались ранее, просто до наступления пандемии они были не столь востребованы.

Тем не менее резкий рост интереса к дистанционному образованию предоставил вузам отличную возможность внедрить новую методику «перевернутого» или «смешанного» обучения, в рамках которого студенты изучают теорию самостоятельно, а практические задания выполняют под руководством преподавателя или наставника, считает Елена Рыбинская, руководитель отдела образовательных программ СКБ «Контур». Это позволяет проходить теоретический материал в своем темпе, а самое сложное — задачи — разбирать вместе с преподавателем.

Единственное, что, по мнению Александра Альхова, основателя образовательного проекта CourseBurg.ru, пока действительно серьезно не внедрено в образовании,— индивидуальные образовательные траектории для конкретного ученика. «У ученика и студента наблюдаются проблемы, связанные со скукой при обучении и недостаточным уровнем подготовки методической и содержательной частей программ. Внедрение технологий индивидуализации образования даст качественный скачок в его качестве и уровне вовлеченности, так как задания будут подходить под уровень обучающегося, и ему не будет ни скучно, ни слишком сложно»,— добавляет эксперт.

Проблемы внедрения

Господин Ружинский считает, что основная проблема внедрения инноваций в общеобразовательной системе — это недостаток «свежей крови». «Сейчас крайне мало энтузиастов, готовых бороться со сложившейся архаичной системой. Те редкие молодые специалисты, приходящие в систему общего образования с целью изменить к мир к лучшему, уходят из нее, разочарованные бюрократическим подходом и "палочной" системой, где отчитаться важнее, чем научить. Система защищает сама себя, не впуская внутрь новые, дерзкие и эффективные образовательные проекты, работающие на рынке. Но, к счастью, некоторые сдвиги все же становятся заметны»,— поясняет он.

Что касается системы высшего образования, то в данном случае многое зависит от модели вуза, его среды, размера и ценностей. Как отмечает госпожа Козлова, в России есть много как динамичных, быстрых, гибких вузов, так и довольно неповоротливых и медленных. «По сути своей академическая среда не самая быстрая, в ней есть сопротивление изменениям. Она тоже берет свои корни из советской системы высшей школы, когда образование было передачей знаний от преподавателя к ученику. Еще одной проблемой является излишняя зарегулированность высшего образования. Ведущим вузам нужно больше свобод для своего развития и меньше отчетов, так как инновации в образовании не всегда легко вписываются в стандарты, нормы, правила. Наконец, пандемия "подсветила" и простую неготовность вузов к инновациям в образовании»,— указывает эксперт.

Ближайшие перспективы

Эксперты отмечают, что сегодня все взоры в сфере образования обращены в онлайн. «Даже те, кто постоянно откладывал развитие своих онлайн-проектов, этой весной совершили немыслимый кульбит и за пару месяцев прошли эволюционный путь, который в обычной обстановке длился бы годами. К сожалению, за счет роста тренда на онлайн замедлились тенденции внедрения новых подходов и методологий в офлайне. Но если оценивать отставание отечественного образовательного рынка, например от финского, в три-пять лет, то новый рост в части количества инноваций в офлайн-сегменте можно ожидать сразу после снятия ограничений»,— считает господин Ружинский. При этом Евгения Герман, заместитель операционного директора онлайн-университета Skillbox, ожидает, что после отката к офлайн-мероприятиям тренд вновь «качнется» в сторону онлайна.

Александр Альхов считает, что будет усиливаться переход в онлайн и использование курсов от федеральных вузов, что одновременно может привести и к монополизации образования. Федеральные университеты через интернет смогут проводить обучение не десятков, а сотен учеников на каждом потоке. В таких условиях региональные вузы столкнутся с оттоком абитуриентов, что приведет к их большей деградации, слияниям и укрупнениям.

В сегменте среднего образования Юлия Колбасова выделяет такой важный импульс, как возрастающая смелость и готовность родителей брать на себя ответственность за образование детей, дающий старт всевозможным формам самоорганизации для создания альтернативных форм образования от небольших школ формального образца до неформальных образовательных пространств, например, краудсорд-проектов, в рамках которых объединяются неравнодушные родители, дети, выпускники, бизнесмены, и разрабатывают дополнительные обучающие программы как для средней, так и высшей школы.

Вузы же, по мнению Дарьи Козловой, в будущем сделают ставку на интердисциплинарность (не отказываясь, правда, при этом от узкоспециализированных курсов). «Ни одну глобальную задачу сегодня не решить в рамках одного направления. Все открытия современности — это полностью интердисциплинарные коллаборации. И выиграет тот вуз, который построит грамотные коллаборативные модели»,— поясняет эксперт. Кроме того, университетам как производителям прикладных научных исследований для индустрии придется конкурировать с корпорациями и самим превращаться в них. В результате грань между учебой в университете и работой на корпорацию-университет будет размываться. Вузы станут своеобразными «испытательными полигонами», когда в городе запускать дроны или выводить на дороги общего пользования беспилотные автомобили и роботов будет нельзя, а в кампусе можно. Новое поколение молодых людей привыкнет к инновационным технологиям еще до того, как они попадут на рынок. И в результате технологии выйдут на рынок сбыта уже после своей адаптации.

Ксения Потапова

Вся лента