Метания дисков

Поставлены под сомнение ключевые доказательства по делу о «кладбищенских взятках»

Новый поворот случился в судебном процессе в отношении бывшего заместителя главы администрации Нижнего Новгорода Владимира Привалова, обвиненного в получении 17 млн руб. взяток в 2012–2013 годах, и двух предполагаемых посредников Юрия Гришина и Сергея Муравлева. Четвертый фигурант уголовного дела, экс-глава администрации Олег Кондрашов, уехал в США, спасаясь от ареста. Защита попросила исключить жесткий диск и скопированную с него информацию, составляющую основные доказательства обвинения. Выяснилось, что изъятый диск с компроматом от следователя попал на экспертизу в совершенно другой упаковке и с другой печатью, а пятеро экспертов СК в одно и то же время в разных кабинетах проводили исследование одного и того же носителя, что физически невозможно и ставит под сомнение законность расследования. Сторона обвинения взяла время, чтобы обсудить ситуацию.

Фото: Михаил Солунин, Коммерсантъ

В Московском районном суде по делу обвиняемого в получении взяток бывшего чиновника мэрии Владимира Привалова защита подала ряд ходатайств о признании недопустимыми ключевых доказательств.

Бывшего заместителя главы администрации Нижнего Новгорода обвинили в том, что восемь лет назад он вместе с тогдашним сити-менеджером Олегом Кондрашовым получил через посредников в общей сложности 17 млн руб. взяток от руководителя российской федерации регби Мамуки Лосаберидзе за контроль над городскими кладбищами и помощь властей в строительстве крематория. Спортивный функционер представлял интересы похоронной фирмы «Континенталь», которая так и не построила крематорий, а спустя год ставленников инвестора уволили из руководства муниципального Комбината ритуальных услуг населению. По заявлениям господина Ласоберидзе, через посредников он длительное время передавал руководству администрации миллионные суммы. В июле 2015 года несостоявшийся инвестор с помощью чоповцев даже устроил засаду на сити-менеджера. На Гребном канале автомобиль главы администрации был прижат к обочине и заблокирован, нападавшие высадили охранника, а Мамука Лосаберидзе, сев в машину к Олегу Кондрашову, потребовал назад деньги, которые якобы передавал его заместителю ВладимируПривалову. Олег Кондрашов в 2018 году с семьей уехал в США, уголовное дело, по которому его заочно арестовали в ­России, считает провокацией со стороны боровшегося за власть в регионе Олега Сорокина, который якобы и привел к нему подставного инвестора. Олег Сорокин тогда был главой МСУ Нижнего Новгорода в муниципальном тандеме: в 2015 году, когда он с депутатами гордумы объявлял импичмент Олегу Кондрашову, в СУ СК отказали в возбуждении уголовного дела в отношении сити-менеджера, не найдя против ­него улик.

В декабре 2017 года, когда силовики арестовывали по подозрению во взятке уже Олега Сорокина, в работавших на него ЧОПах «Тор» и «Волхов» прошли обыски.

Тогда сотрудники ­УФСБ обнаружили жесткий диск Toshiba с большим массивом аудио— и видеозаписей, компрометирующих ряд чиновников и депутатов.

Все файлы были стерты, но чекистам с помощью специальных программ удалось восстановить информацию. Часть записей касалась Мамуки Ласоберидзе, он скрытно писал переговоры на диктофон. Эти файлы были скопированы следователями на диск Sеаgate и вместе с показаниями инвестора легли в основу уголовного дела против бывшего руководства Нижнего Новгорода.

На судебном процессе против экс-заместителя главы администрации Владимира Привалова и коммерсантов Юрия Гришина и Сергея Муравлева, которых следствие считает посредниками в передаче взяток, их защита указала на необъяснимые противоречия в материалах следствия. Например, изъятый в ЧОПе по уголовному делу Олега Сорокина диск Toshiba на обыске был запечатан в пакет с зип-лок застежкой, биркой и определенной печатью Третьего следственного управления СК. Эта печать и упаковка вещдока по закону не должны нарушаться, однако к проводившему экспертизу специалисту похожий по цвету диск попал в другой упаковке с липкой лентой и с другим оттиском печати «для пакетов». Эта разница была наглядно видна из изученных в суде видеозаписей изъятия диска, его исследования экспертом и допроса самого специалиста. По словам адвоката Андрея Наумова, это прямое нарушение закона, и теперь невозможно достоверно установить, содержимое какого именно диска анализировали в СК и не вносились ли в него какие-либо изменения.

Кроме того, защита заявила отдельное ходатайство и по диску Sеаgate с видео-, аудиозаписями по уголовному делу о взятках. Адвокаты трех обвиняемых, изучив документы следователя и экспертов, обнаружили, что по датам и часам проведения четырех разных фоноскопических и видеотехнических экспертиз один и тот же жесткий диск одновременно побывал у пяти экспертов в различных кабинетах Экспертно-криминалистического центра ГУВД. По документам следствия, эксперты впервые вскрывали в одно и то же время опечатанный пакет с вещдоком и проводили свои экспертизы диска Sеаgate, по завершении отчитываясь о возврате диска следователю. Однако в даты возвращения в СК накопитель информации по документам находился у других экспертов.

Как следовало из выступления защитника Наумова, один и тот же диск физически не мог проделывать такие перемещения во времени и пространстве, поэтому все пять экспертиз следует признать недопустимыми доказательствами и исключить их — так же, как и первоначальный накопитель Toshiba.

Сторона обвинения взяла время, чтобы изучить подробные доводы о нарушении упаковки, печатей вещдока и хронометраже экспертиз в ходатайствах защиты. Как отметила гособвинитель Лариса Романова, уголовное дело о взятках находится на контроле Генеральной прокуратуры РФ. Суд примет решение по ходатайствам защиты об исключении ключевых доказательств 14 января 2021 года. Добавим, что в процессе о «кладбищенских взятках» еще не допрошены и ключевые свидетели Мамука Лосаберидзе, бывший начальник отдела экономической безопасности областного УФСБ Эдуард Сомов, легализовавший компроматные записи и руководитель ЧОПов Максим Ларин. Все подсудимые вину не признают.

Роман Кряжев

Вся лента