В американский бюджет заложили Россию

Как Конгресс США намерен противостоять угрозам безопасности

Власти РФ раскритиковали положения согласованного обеими палатами Конгресса США законопроекта об оборонном бюджете на 2021 финансовый год, подразумевающего, в частности, расширение санкций в отношении газопровода «Северный поток-2». В Кремле заявили, что речь идет о «недобросовестной конкуренции». В целом РФ не раз упоминается в 4517-страничном документе в качестве одной из главных угроз безопасности. Впрочем, содержится там и критика в адрес действующей администрации США — например, за решение выйти из Договора об открытом небе. Президент Дональд Трамп уже пообещал заблокировать проект бюджета, причем совсем не из-за разногласий по военно-политической тематике.

Фото: Nord Stream 2 / Paul Langrock

«Будем делать все для защиты наших интересов»

Санкции США против «Северного потока-2» — это проявление недобросовестной конкуренции, что противоречит принципам мировой торговли и международного права. Об этом заявил в пятницу пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Такая реакция последовала в ответ на публикацию Конгрессом США законопроекта об оборонном бюджете на 2021 финансовый год, стартовавший еще 1 октября. «Мы будем делать все для защиты наших интересов и интересов международных коммерческих проектов»,— подчеркнул господин Песков. На что конкретно пойдут в Кремле, он пояснить отказался — «по понятным соображениям».

Недовольство выразили и в Брюсселе. Как заявил «РИА Новости» представитель пресс-службы Еврокомиссии Петер Стано, ЕС хочет обсудить с новой администрацией США, которую возглавит Джо Байден, вопрос санкций Штатов в отношении европейских компаний. «Еврокомиссия работает над созданием предложений, которые повысят устойчивость Европы к последствиям экстерриториального применения санкций, введенных третьими странами»,— добавил он.

Вместе с тем глава МИД ФРГ Хайко Маас в пятницу был куда менее оптимистичен. Он отметил: в Германии «не питают иллюзий», что со сменой президента политика США в отношении проекта «Северный поток-2» изменится в лучшую сторону. «С чисто экономической точки зрения для США речь идет также о продаже собственного сжиженного газа. Я не вижу проблемы в том, чтобы для этого улучшить инфраструктуру в Германии. Политически наши взгляды с США на этот вопрос отличаются: мы не считаем, что из-за "Северного потока-2" впадаем в зависимость от кого-либо»,— сказал министр.

Согласно проекту нового оборонного бюджета, под ограничения попадут компании, которые способствуют «продаже, аренде или предоставлению трубоукладочных судов для строительства» газопроводов, а также фирмы, предоставляющие услуги, средства для модернизации или установки оборудования на судах для укладки газопровода. Оборонный бюджет на 2020 фискальный год подразумевал санкции непосредственно в отношении компаний, задействованных в строительстве. В новом документе упомянуто также, что президент США может снять ограничительные меры против того или иного лица, исходя из национальных интересов. Кроме того, добавлено требование консультироваться при введении санкций с рядом стран.

Напомним, что в конце ноября сертификатор газопровода «Северный поток-2» норвежская Det Norske Veritas—Germanischer Lloyd (DNV GL) прекратила участие в проекте из-за угрозы санкций со стороны США. Это стало следствием ужесточения мер в отношении подрядчиков, участвующих в достройке проекта, которое было проведено Госдепартаментом США в октябре. Из-за этой ситуации оператору проекта Nord Stream 2 AG придется искать другую сертифицирующую компанию, которая сможет подтвердить, что российский трубоукладчик «Академик Черский», его оборудование и сама укладка труб в экономической зоне Дании соответствуют необходимым нормативам. Сейчас судно, выйдя из Калининграда, движется на запад. Формально «Академик Черский» может начать работы по укладке трубы в акватории Дании с 5 декабря. На текущий момент «Северный поток-2» построен на 93%.

Доложат обо всем

Россия в 4517-страничном документе упоминается в том или ином разрезе еще не раз. Так, новый оборонный бюджет предусматривает обязательное введение санкций против Турции за покупку ею российских зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, однако, ранее не раз давал понять, что, несмотря на давление Вашингтона от покупки С-400, Анкара отказываться не будет.

Другим вопросам, касающимся России, в проекте бюджета посвящен отдельный 29-страничный раздел. Там среди прочего содержатся положения о продлении запрета на военное сотрудничество Москвы и Вашингтона, а также на выделение средств, которые «способствовали бы признанию российского суверенитета над Крымом». Отдельный пункт в этом разделе посвящен вопросу выдачи вознаграждения за предоставление властям США информации о «вмешательстве в американские выборы».

Помимо этого министр обороны США должен будет ежегодно готовить два отчета по России. Один из них — с подробным анализом военной и оборонной стратегий и возможностей РФ (такие доклады делаются уже сейчас). Второй — «о поддержке Российской Федерацией экстремистов, действующих по расовым и этническим мотивам». Документ будет включать оценку действий экстремистских групп, которые якобы поддерживает Россия в зонах конфликтов и «региональной напряженности». А именно, в Донбассе и Крыму, на Балканах, а также в юго-восточной Европе в целом. Этот, второй отчет совместно подготовят министр обороны и директор Национальной разведки.

В разделе по России также упомянута необходимость выпуска отдельного доклада по Украине — с описанием ее военных возможностей и потребностей, а также с оценкой прогресса в реформах в оборонной сфере. При этом на помощь Киеву из американского бюджета будет выделено $250 млн — на $50 млн меньше, чем в прошлом году.

Любопытно, что в этом же разделе содержится критика в адрес американской администрации относительно выхода Вашингтона из Договора по открытому небу (ДОН). Отмечено, что администрация не уведомила Конгресс о решении выйти из договора за 120 дней до его принятия. В связи с этим Пентагон и Госдепартамент должны будут до марта подготовить «отчет относительно влияния выхода (из ДОН.— “Ъ”) на национальную безопасность, взглядов союзников на выход США и того, как США могли бы заменить снимки и данные, получаемые за счет ДОН». Напомним, что 22 ноября США официально вышли из договора, обвинив Москву в несоблюдении обязательств по нему.

«Я наложу вето!»

В целом же сумма оборонных расходов США, предусмотренных бюджетом, в 2021 финансовом году составит $731,6 млрд. Еще $8,9 млрд планируется утвердить другим законопроектом. Таким образом, в общей сложности оборонные расходы США составят $740,5 млрд, то есть останутся на уровне прошлого года. На обеспечение безопасности — как военной, так и энергетической — Пентагон потратит $662 млрд. А на военные операции за рубежом — $69 млрд. Это на $2,5 млрд меньше, чем в 2020 году.

Между тем пока до конца непонятно, как сложится судьба проекта бюджета. На следующей неделе, как ожидается, его вынесут на голосование в Сенат и Палату представителей. И если на этом этапе проблем не ожидается, то на следующем они вполне могут возникнуть. Документ должен быть подписан президентом, а Дональд Трамп уже выступил резко против текущей версии бюджета. В частности, ему не понравилось отсутствие в законопроекте положения, которое бы отменило ст. 230 закона «О соблюдении приличий в средствах коммуникации». Эта статья защищает американские IT-компании, такие как Twitter и Facebook, от судебного преследования из-за контента, который размещают на их платформах пользователи.

По словам господина Трампа, ст. 230 представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности и честности выборов. В пятницу президент написал в Twitter: «Очень печально для нашего народа. Похоже, что сенатор Джим Инхоф не будет включать в оборонный бюджет поправку об удалении статьи 230… Последний шанс упущен. Я наложу вето!» Столь высокая заинтересованность Дональда Трампа в отмене положения выглядит скорее как попытка мести Facebook и Twitter за нанесенные обиды: именно эти соцсети не раз блокировали публикации господина Трампа во время президентских выборов.

Многие законодатели — причем как из Республиканской, так и из Демократической партии — ранее также высказывались в пользу пересмотра или отмены ст. 230. Однако они отмечают, что речь должна идти об отдельном решении, которое не имеет ничего общего с оборонным бюджетом. Теперь вопрос — удастся ли им убедить в этом главу Белого дома.

Марина Коваленко, Татьяна Дятел, Павел Тарасенко

Вся лента