Стройку стимулируют голодовкой

Дольщики новосибирского долгостроя потребовали от властей конкретных решений

Обманутые дольщики ЖК «Новомарусино» в Новосибирске отказываются прекращать бессрочную голодовку и требуют от руководства региона немедленных конкретных решений по проблемным домам. В протестной акции участвуют около 50 человек, которые обосновались в фургоне возле долгостроя. До этого дольщики ЖК на протяжении 83 дней проводили одиночные пикеты возле здания облправительства и мэрии. Власти заявили, что «формы привлечения внимания, которые сегодня избрали некоторые граждане, носят исключительно политический контекст».

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Дольщики ЖК «Новомарусино» в Новосибирске объявили бессрочную голодовку с требованием достроить дома, которые должны были сдать еще 2016 году. Они проводят акцию уже два дня на территории рядом со своими недостроенными объектами. Там участники разместили фургон с надписью: «Жилье для российских семей — обман от государства». Как сообщила „Ъ-Сибирь“ член инициативной группы дольщиков Татьяна Жук, в мероприятии участвуют около 50 человек: «У нас сменный график, утром на месте находятся почти все участники, далее на посту остается по шесть-восемь человек, остальные — кто-то отъезжает на работу, кто-то за пледами, за теплой одеждой, вечером люди возвращаются». По информации Татяны Жук, до этого на протяжении 83 дней владельцы недостроенных квартир проводили одиночные пикеты возле зданий мэрии и областной администрации, однако, по ее словам, «власти внимания на это не обратили».

В «Новомарусино» планировалось возвести около 100 жилых домов на площади 65 га.

Одним из застройщиков ЖК стало ООО «Доступное жилье Новосибирск» (ДЖН). Летом 2019 года фирму признали банкротом. По данным дольщиков, в проблемных домах было продано 726 квартир, в их числе 126 квартир за 234 млн руб. приобрела мэрия Новосибирска для расселения ветхих и аварийных домов. Обманутыми дольщиками признаны около 800 человек. Дольщики «Новомарусино» неоднократно обращались к властям с просьбой о помощи. Осенью этого года они заявили митинг, на котором собирались потребовать от главы минстроя региона Ивана Шмидта или уйти в отставку, или наладить работу областного Фонда защиты прав дольщиков. В акции им было отказано из-за коронавирусных ограничений.

Правительство Новосибирской области в ответ на голодовку дольщиков сообщило, что проблемные объекты будут достраиваться в 2021 году с использованием механизмов Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства (ППК Фонд), средства на это выделят из областного и федерального бюджетов. На 2020–2022 годы для софинансирования достройки проблемных объектов, в том числе и домов микрорайона, предусмотрены 689 млн руб., уточнили власти.

По словам замминистра строительства региона Алексея Колмакова, арбитражным управляющим направлен необходимый пакет документов в ППК «Фонд», однако необходимо еще урегулировать проблему с земельным участком. «У застройщика имеется открытая кредитная линия в ПАО „Промсвязьбанк“ (под залог земельного участка). Наличие такого обременения не позволяет конкурсному управляющему начать процедуру межевания земельных участков для поэтапного принятия решений о достройке объектов незавершенного строительства»,— сказал он, отметив, что снятие обременения возможно не ранее первого квартала 2021 года.

По словам господина Колмакова, «формы привлечения внимания, которые сегодня избрали некоторые граждане, носят исключительно политический контекст».

Вчера областной минстрой совместно с прокуратурой провел с дольщиками встречу. Иван Шмидт предложил обсудить вопросы достройки проблемных объектов микрорайона в формате видеоконференцсвязи с участием представителей ППК «Фонд», минстроя, прокуратуры, арбитражного управляющего и дольщиков. Организовать онлайн-площадку он намерен в ближайшее время.

Несмотря на обещания областных властей, дольщики не намерены прекращать голодовку. «Обещания властей, что они начнут работы в 2021 году, для нас не аргумент. А что нам делать до этого времени? Мы отдаем в банки миллионы, платя ипотеку. Нам нужно конкретное решение здесь и сейчас. Например, выплата компенсации или введение моратория. Голодовка — это уже радикальный метод, мы надеемся, что на него власти хоть как-то отреагируют»,— рассказала „Ъ-Сибирь“ Татьяна Жук.

Генеральный директор агентства недвижимости «Республика» Дмитрий Холявченко отмечает, что дольщики «не признают вину в неверном выборе объекта для инвестиций». «Они отказываются понимать, что покупали не недвижимость, а имущественное право, и не хотят видеть разницу. Но это не исключает того, что местная власть не дорабатывает в юридической сфере помощи обманутым дольщикам. Сейчас власть в первую очередь пытается погасить общественное возмущение, чтобы не привлечь к себе внимание федерального руководства. К тому же желающих взяться за проект микрорайона мало из-за плохого состояния стройки»,— говорит он.

В сентябре независимый аналитик рынка недвижимости Сергей Николаев говорил „Ъ-Сибирь“, что в Новосибирске насчитывается около 90 долгостроев — домов, срок ввода в эксплуатацию которых задержан более чем на три года. «К середине 2021 года ожидается более 110 проблемных объектов»,— сказал господин Николаев. По данным мэрии, на осень 2020 года в Новосибирске насчитывалось 53 проблемных жилых дома, количество пострадавших — 4,5 тыс. человек.

Юлия Сасевич

Вся лента