Выбор из трех зол

Диана Галиева о сценариях похода малого бизнеса за льготами и поддержкой

Бизнес-омбудсмен Борис Титов по итогам очередного опроса малого бизнеса обратился к правительству с вопросом о разработке нового пакета мер поддержки таких компаний. Из-за кризиса пострадали более 70% субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), о падении выручки минимум на 80% и закрытии бизнеса сообщила пятая часть опрошенных. Массового ухода с рынка, а вместе с тем роста безработицы бизнес ожидает в начале 2021 года — компаниям придется платить по долгам перед государством и банками (льготные кредиты на сохранение штата, отсрочка налогов и пр.).

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Бизнес рассчитывает на новый круг реструктуризаций, среди самых желанных мер — снижение налогов и прямая финансовая поддержка по аналогии с той, что была весной. Но в условиях дефицита бюджета и высоких расходов на медицину рассчитывать на рост господдержки вряд ли стоит — по крайней мере весной избыточный пессимизм бизнеса в расчете на максимизацию поддержки не привел к ее увеличению, а, напротив, заблокировал доступ из-за ужесточения требований к получателям. Осенью же в правительстве уже не раз говорили, что в отсутствие локдауна поддержка МСП в основном будет связана с регуляторными мерами.

С учетом этих вводных можно предполагать три сценария развития ситуации. Наиболее эффективным с точки зрения экономики в целом было бы выстраивание системы адресной поддержки, что позволило бы сконцентрировать ресурсы на жизнеспособном бизнесе, увеличив объемы помощи конкретным компаниям при сохранении нынешнего уровня госрасходов. Такой подход, напомним, поддерживают экономисты Всемирного банка и МВФ, однако моделей практической его реализации пока не представлено. Два других варианта — продление поддержки в ограниченном объеме (в 2020 году субсидии МСП на поддержку занятости обошлись Белому дому в 2,6 млрд руб., заявила в пятницу замглавы Минэкономики Татьяна Илюшникова) или полное ее сворачивание в 2021 году в итоге будут отличаться лишь сроком существования компаний, не способных выжить в отсутствие господдержки: так, половина МСП не сможет выполнить обязательства по уже полученным мерам поддержки без новых отсрочек, следует из опроса бизнес-омбудсмена.

Но и первый вариант — переход к адресной помощи — долгосрочно может оказаться для многих компаний фатальным. В отличие от социальной адресной помощи в секторе МСП помогать будет иметь смысл не слабым, а сильным — с тем, чтобы их рост в дальнейшем выводил сектор из кризиса. При этом оценка рисков де-факто уйдет на сторону государства: все, что будет нужно предпринимателям, это соответствовать критериям «адресности» еще на стадии планирования бизнеса. Такого «корпоративного государства» в мире, кажется, еще не видели.

Вся лента