Семейный кодекс привели в соответствие с моралью

Госдума в первом чтении приняла поправки в статьи 6 и 165 закона о семье

Депутаты Госдумы в первом чтении единогласно приняли поправки к закону в ст. 6 и ст. 165 Семейного кодекса РФ, в которых реализуются обновленные положения российской Конституции о ее приоритете над международными договорами в спорных случаях. Во время обсуждения подчеркивалось, что Семейный кодекс приведен в соответствие с «основами нравственности» в России, в которой однополые браки, многоженство и приоритет одного из родителей в правах на ребенка при разводе будут недопустимыми.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Согласно принятому законопроекту, не соответствующие Конституции России международные договоры, ранее одобренные страной, теперь не будут применяться, а спорные случаи разрешит Конституционный суд. В ходе первого чтения глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников обратил внимание на то, что первый в стране семейный кодекс появился в 1918 году. По его мнению, одной из его задач было «избавление от беспорядочных половых связей, вызванных революцией и теорией "стакана воды" (распространенный в первые годы советской власти взгляд на любовь, брак и семью, который сводит отношения между мужчиной и женщиной к инстинктивной сексуальной потребности, как и утоление жажды.— “Ъ”)».

По мнению Павла Крашенинникова, «эта теория нанесла огромный ущерб обществу и государству». Сегодняшние поправки в Семейный кодекс господин Крашенинников видит продолжением этой же задачи по закреплению «нравственных» отношений в обществе. «У нас в 72-й статье Конституции появилось понятие брака как союза мужчины и женщины»,— пояснил он, оговорившись, что эта норма и до поправок в Конституцию существовала в Семейном кодексе.

Вопросов к представленному господином Крашенинниковым законопроекту у парламентариев почти не оказалось.

Депутат Алексей Куринный попросил его уточнить, кто же именно будет проводить оценку, «что нравственно, а что нет», если понятие нравственности «оценочное, а не юридическое». А его коллега Ольга Алимова попросила перечислить международные договоры, которые противоречат «основам нравственности и правопорядка», если они были. Госпожа Алимова также просила пояснить, для чего нужна «такая громоздкая конструкция с федеральным законом», если «из противоречащего этим основам» договора проще выйти.

«Когда готовилась конституция 1993 года, все эти однополые браки — в тот момент это было нереально,— пояснил господин Крашенинников.— Но мы видим, что сейчас такая история существует, и у нас с теми странами, где признаются эти браки, уже есть договоры». Павел Крашенинников привел в пример Римскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которая позволяет признавать многоженство, что «противоречит российским основам нравственности и порядка», положения Конвенции ООН о правах ребенка, согласно которым он, повзрослев, имеет право знать своих биологических родителей. По мнению парламентария, это тоже противоречит основам нравственности в России. «Я участвовал в подготовке, и мы все здесь участвовали и голосовали, ну, основная часть, за поправки в Конституцию. Мы как раз в Конституции указали на то, что у нас приоритет Конституции, а не международных законов»,— подытожил Павел Крашенинников. Он подчеркнул, что «новые конституционные нормы отражают ценности нашего общества, основанные на морально-нравственных началах, и закрепляют приоритет государственной политики».

Из 324 участвующих в голосовании депутатов (85,2% от общего числа) воздержавшихся и голосовавших против не оказалось.

В комитете по государственному строительству и законодательству рассказали “Ъ” и о других данных поправками в Конституцию и Семейный кодекс возможностях отказывать в применении правил международных договоров. Речь, в частности, идет о «Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей», согласно которой больше прав на ребенка имеет родитель, с которым ребенок остается в случае развода. «В нашей правовой системе оба родителя в такой ситуации имеют равные права на ребенка, независимо от того, с кем из них проживает ребенок, если нет ограничения или лишения родительских прав»,— пояснили “Ъ” в комитете. Также на основе ст. 8 Римской конвенции может быть принято решение о недопустимости лишать права на усыновление того человека, который ранее был отстранен от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей. Обновленные положения Конституции и поправка в Семейный кодекс позволят суду отказать в международном усыновлении ребенка даже в том случае, когда будут соблюдены все формальные требования, но такое усыновление будет противоречить «публичному порядку РФ и нравственности». К тому же новые поправки в Семейный кодекс лишают прав на совместные имущественные отношения, которые признаются в других странах.

Правовой советник ЛГБТ-группы «Выход» Макс Оленичев назвал поправки в Семейный кодекс «парадоксом»: «Правовая система устроена таким образом, что если государство присоединяется к международному договору, то оно вправе заранее указать, в каких случаях и какие положения такого соглашения оно не будет применять. Не все международные договоры предоставляют такие возможности. Поэтому государство, полагая, что положения договора противоречат ее правовой системе, может не присоединяться к договору.

Невозможна ситуация, когда государство ратифицировало международный договор, а затем решило, не выходя из него, в отдельных ситуациях его не применять».

Что касается поправок в законы о браке как союзе женщины и мужчины, то их появление, по словам Макса Оленичева, не отразится на положении ЛГБТ-людей в России: «За все время существования Семейного кодекса с 1 марта 1996 года еще никому из людей, заключивших однополый брак за рубежом, не удалось полностью признать его в России. Такие люди не получают в России правовой защиты, связанной с возможностью не свидетельствовать против своего супруга, получать "семейную" льготную ипотеку, совместно усыновлять детей, наследовать по закону».

Мария Литвинова

Вся лента