Отпечаток запаха

Елена Стафьева о FendiFrenesia

Fendi продолжает развивать свой синэстетический проект, реализуемый силами не только смежных люксовых жанров, но и современного искусства

Фото: Fendi

Впервые FendiFrenesia показали публике год назад в Майами во время выставки Design Miami, в которой Fendi традиционно принимает участие. Проект этот выстроен вокруг легендарной фендиевской сумки Baguette 1997 года, которая, как и многие знаменитые сумки 1990-х, сейчас переживает вторую молодость. Baguette была сделана в ключевом для Fendi желтом цвете из кожи со специальным ароматом — и сам аромат, и технологию ароматизации кожи разработал Франсис Кюркджян, парижский парфюмер и создатель парфюмерного дома Francis Kurkdjian. Называлось все это FendiFrenesia Yellow Scented Baguette, frenesia — «безумие, исступление, неудержимая страсть».

Недавно в Милане показали вторую часть проекта — FendiFrenesia Pink Scented Baguette,— на этот раз нежного оттенка розовых лепестков из мягкой крупнозернистой кожи Selleria Cuoio Romano, но уже с новым ароматом, сделанным Франсисом Кюркджяном.

Прежде всего об ароматизации кожи. Сам Франсис Кюркджян рассказывает о своих первых опытах с этой техникой.

— Ароматизированная кожа была частью моей работы с 2004 года. Все началось, когда я воссоздал пару ароматизированных перчаток для верховой езды в стиле XVIII века для выставки в Версале, посвященной Марии-Антуанетте. Это позволило мне изучить старинную и почти утерянную технику перчаточников-парфюмеров, известную с XII века, которая была призвана замаскировать запахи дубильных веществ.

И не только дубильных — как известно, большой любительницей ароматизированных перчаток была Екатерина Медичи, имевшая славу главной отравительницы двора Валуа, такие перчатки фигурируют в истории наваррской королевы Жанны д’Альбре, при этом дворе и умершей. Так что Франсис Кюркджян действительно имел дело с большой традицией.

Франсис использовал эту технику много лет, делая под собственным брендом браслеты и мелкие кожаные аксессуары, в 2014-м он запатентовал ее; детали процесса ароматизации он, конечно, не раскрывает, но говорит, что нужно примерно полгода, чтобы пропитать кожу запахом и закрепить его, прежде чем из этой кожи можно будет кроить сумки.

— Запах должен быть создан специально для ароматизации кожи. Его конструкция отличается от обычных запахов: это специальная формула, в которой нет верхних нот — они исчезают за несколько минут и в них просто нет смысла, всего несколько нот сердца — они тоже недостаточно стойкие, и много базовых нот, самых стойких.

Попробовав обе версии, и желтую, и розовую, могу сказать, что запах этой кожи ведет себя совершенно не так, как если бы внутри сумки просто, например, разлился флакон духов, как это иногда случается в жизни,— он звучит совершенно по-другому, куда объемней и сложней.

Для FendiFrenesia Yellow Кюркджян сделал мускусно-кожаный аромат с маслом ирисового корня и характерным обволакивающим эффектом ирисовой пудры, для FendiFrenesia Pink — мускусно-фруктовый, с розой, оборачивающийся своей фруктовой личи-стороной, и жасмином, которые уже в паре выдают земляничные обертона. Мускусы, главные базовые ноты в современной парфюмерии, по понятным причинам лидируют в обоих случаях. FendiFrenesia Yellow достаточно гендерно-нейтрален, а FendiFrenesia Pink Кюркджян называет более цветочным, веселым и женственным, но это, конечно, очень зависит от того, насколько традиционно вы понимаете женственность.

Запах держится на коже до четырех лет, к каждой сумке FendiFrenesia Scented Baguette прилагается пятимиллилитровый флакон соответствующей парфюмерной воды, которым можно сбрызнуть специальную карточку, скрытую в глубине сумки, и таким образом усилить его общую интенсивность; равным образом его можно использовать и на собственной коже.

Теперь о современном искусстве. Сильвия Вентурини-Фенди, креативный директор аксессуаров Fendi, под чьим руководством и создавалась в свое время Baguette, говорит, что когда она пригласила в проект FendiFrenesia Yellow канадско-швейцарскую художницу и фотографа Кристель Буле, она хотела комплексного взгляда.

— Я всегда говорю, что творческие люди видят вещи отличным от остальных образом. Когда они смотрят на что-то, они хотят увидеть другое измерение. Это именно то, чего добилась Кристель Буле: она дала форму и фотографический образ вещам, которые нематериальны.

Кристель использовала свою собственную технику: она помещает на цветную фотобумагу несколько капель аромата, после того как он высохнет, экспонирует ее на свету, затем помещает в проявляющий и закрепляющий реактивы. Получившийся снимок фактически и есть импринт, визуальный образ аромата, и для каждого аромата он будет свой собственный. В случае с FendiFrenesia Yellow он выглядит как небесный объект — комета или астероид, пойманный электронным телескопом. Этот отпечаток перенесли на сумку «Багет», и лимитированный выпуск таких сумок продавался только в бутике Fendi Miami Design District. Нынешний выпуск FendiFrenesia Yellow уже просто желтый, и к полноразмерной сумке добавился Yellow Nano Baguette, а также кошелек для пластиковых карт — собственно, как и в розовой версии.

Для работы над FendiFrenesia Pink Сильвия пригласила римское агентство StudioAIRA!, занимающееся цифровым, визуальным и звуковым дизайном. То, что они делают, обозначается как «мультисенсорные пейзажи», сочетающие видео, графику, свет, звук, архитектуру, интерактивность. Такой мультисенсорный пейзаж они и создали для Fendi: цвет и запах FendiFrenesia Pink были проанализированы и преобразованы в частоты, волны и синусоиды. Ноты аромата — фрукты, цветы и мускусы, были кодифицированы в музыкальные инструменты и ноты, чтобы превратить аромат в звук, затем розовый оттенок кожи с помощью цветотональной системы Скрябина был преобразован в гамму. Полученная таким образом мелодия генерирует волну, которая рисует трехмерные анимированные кривые, изменяющиеся вслед за ритмом и временем.

— В результате получается визуальное и звуковое представление аромата FendiFrenesia Pink, которое движется и танцует в своем собственном ритме,— говорит Сильвия Вентурини-Фенди. В реальности в миланском поп-ап-бутике Fendi было ощущение, что ты входишь внутрь прозрачного сосуда с плещущейся в ритме — нет, не мелодии, но некого звукового сопровождения,— розовой жидкостью, но в то же самое время видишь ее снаружи, будто бы налитой в стакан,— так работала эта инсталляция, назовем ее привычным словом. И если прибавить к этому запах, который был там в воздухе, то задействованы были как минимум три наших чувства, а на самом деле четыре, потому что можно было еще взять в руки сумку. На этот раз запах обрел не только зрительный, но и звуковой образ — эффект получился вполне синэстетическим.

Фото: Fendi

Ну и об одержимости и страсти. Франсис Кюркджян считает, что сама по себе кожа Selleria Cuoio Romano, мягкая и текстурированная, буквально взывает не только к нашему осязанию, но и к другим чувствам, и сама подсказывает идею комплексного воздействия на них. «Я был заинтригован возможностью объединения чувств, тактильностью кожи, самим видом ярко-желтого цвета во всех этих оттенках и ольфакторной идеей аромата Baguette. Вот почему мы называем это Frenesia. Это своего рода безумный способ думать и работать над новыми вещами и давать новое видение такому персональному для каждой женщины объекту, как сумка».

В заключение же добавлю, что историческая ремесленная технология дает тут очень современный ольфакторный эффект, где аромат воспринимается как часть сложного комплекса личности, в который он входит наравне с прочими социокультурными характеристиками — одеждой, аксессуарами, мейком или его отсутствием. Этот аромат существует отдельно от собственной кожи, но вместе с тем близко к ней, он добавляется и убирается одним движением руки, снимающей или надевающей сумку на плечо. Fendi тут одновременно задействует много важных трендов, среди которых не только кооперация с соседями по люксовой индустрии и использование неочевидных, не самых раскрученных, и всем известных феноменов современного искусства, но и поиск новых отношений между человеком и предметами люксового мира — именно он сейчас в верхних строчках повестки для всех, кто эти предметы производит.

Вся лента