«Нам удалось создать университет европейского уровня»

Экспертное мнение

В преддверии тридцатилетнего юбилея Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики в декабре 2020 года его ректор Олег Смешко рассказал корреспонденту BG Марии Кузнецовой о том, как руководству вуза удалось создать крупнейший негосударственный университет Северо-Запада, работающий под научно-методическим руководством Отделения общественных наук Российской академии наук, и о планах на ближайшее будущее.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

BUSINESS GUIDE: Юбилей в текущем году приходится отмечать в непростой обстановке. Как она сказывается на ваших планах?

ОЛЕГ СМЕШКО: Поскольку пандемия случилась отнюдь не вчера, руководство университета еще весной прогнозировало, что эпидемиологическая обстановка к концу года может поменяться не в лучшую сторону. На этапе подготовки мы отрабатывали два сценария празднования нашего тридцатилетия: очный и дистанционный. В конце октября стало понятно, что торжественные мероприятия будут проводиться в дистанционном формате. Я уверен, что ни организационных, ни технических трудностей это вызвать не должно: в формате онлайн-трансляций, собравших десятки тысяч просмотров, мы уже проводили торжественный выпуск, а также День знаний 1 сентября. С учетом ограничений все мероприятия, приуроченные к нашему юбилею, будут проведены, за исключением разве что спортивных. Но в текущих условиях это самое верное решение: здоровье студентов, сотрудников, почетных профессоров и партнеров стоит превыше всего.

BG: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ) — один из самых крупных негосударственных вузов Северо-Запада. Каково это — конкурировать с государственными университетами? В чем ваше преимущество?

О. С.: Я считаю, что основой успеха университета является правильность выбора генеральной линии, идеологии, которая у нас представлена концепцией так называемой «тройной спирали». Она основана на взаимодействии нашего вуза с ведущими предприятиями реального сектора экономики, Российской академией наук, а также с органами государственной и местной власти для обеспечения качественного образования и решения всех вопросов, связанных с организацией учебной деятельности. На выходе мы получаем квалифицированного и востребованного на рынке труда выпускника, способного выполнять поставленные задачи.

При этом с момента создания университета и при определении приоритетов его развития перед руководством вуза никогда не стояло задачи с кем-то соревноваться и кого-то побеждать, поскольку в этом случае многие другие вопросы отошли бы на второй план. На первоначальном этапе основатель вуза и его первый ректор и президент Виктор Андреевич Гневко и его команда изучали опыт ведущих университетов России и мира, не слепо копируя их лучшие практики, методики и подходы, а применяя их с определенной степенью адаптации. Поскольку наш вуз имеет гуманитарную направленность, его руководство сосредоточилось на таких направлениях, как экономика, финансы, юриспруденция, менеджмент, и продолжает следовать этому курсу. Основное, что мы должны делать,— это качественно и правильно обучать студентов, а результаты скажут сами за себя. Я убежден, что нам удалось создать университет европейского уровня.

BG: Как университет трансформировал свою структуру под современные образовательные задачи?

О. С.: Как таковых революционных преобразований не происходило, наоборот, это были последовательные шаги. История развития университета начинается с курсов повышения квалификации и подготовки кадров с четко выраженной управленческой, экономической и юридической направленностью. Со временем было принято решение о создании на базе курсов института, который впоследствии развился и стал университетом. На определенном этапе мы осознали необходимость построения модели непрерывного многоуровневого образования: колледж, бакалавриат, магистратура, аспирантура. По моему мнению, создание подразделения среднего профессионального образования стало своевременным решением. Сегодня в нем проходит обучение более 1500 человек, что соизмеримо с количеством студентов в одном из институтов университета. Кроме того, в университете работает и аспирантура. Таким образом, выпускники, поступившие к нам после девятого класса, могут в процессе учебы дорасти до кандидатов наук.

BG: Как вы оцениваете уровень подготовки поступающих в университет?

О. С.: В настоящее время повышение уровня подготовки выпускников школ — общероссийская тенденция. С каждым годом средний балл выпускников становится все выше, и этот рост, в том числе, обеспечивается у нас и региональными абитуриентами. Мы видим, что сейчас к нам приходят гораздо более целеустремленные ребята, с четким пониманием того, чего они хотят. С момента поступления студенты уже видят карьерную траекторию и планомерно двигаются по ней при непосредственном участии преподавателей колледжа и университета.

BG: Проводит ли университет адаптацию студентов после поступления?

О. С.: Эта работа осуществляется в основном по двум направлениям. Во-первых, это помощь иногородним студентам — а сегодня в университете их около 60% — в скорейшей адаптации к жизни и учебе в новом для них большом городе. Во-вторых, это «тонкая подстройка» первокурсников с точки зрения их содержательной готовности к учебе в вузе по избранному направлению подготовки. Здесь речь идет и об иностранном языке, если студенту предстоит поехать на стажировку в иностранный вуз, и о повышении уровня владения русским языком, если речь идет о студентах из зарубежья, и о математике и информатике, если нужно. Причем это происходит вне зависимости от того, учатся ли они в колледже или в самом университете.

BG: По каким программам поток обучающихся вырос в последние годы больше всего? С чем вы это связываете?

О. С.: На интерес к тому или иному направлению подготовки оказывают влияние конъюнктура рынка труда и внешняя среда. Сейчас растет интерес к профессиональному образованию в целом. И на уровне колледжа, и на уровне вуза востребованы IТ-специалисты, которых мы обучаем работать в сферах экономики и менеджмента, устойчивым спросом пользуются лингвистика и педагогическое образование, а также направления подготовки в сфере рекламы и связей с общественностью. И, безусловно, сохраняется интерес к направлениям подготовки в области экономики, финансов и государственного управления, юриспруденции.

BG: В чем особенности президентской программы подготовки управленческих кадров, которая реализуется в вашем вузе?

О. С.: В настоящее время в Петербурге насчитывается всего шесть вузов, осуществляющих подготовку слушателей президентской программы подготовки управленческих кадров для предприятий и организаций народного хозяйства РФ, и наш — в их числе. СПбУТУиЭ более пятнадцати  лет реализует собственную уникальную программу подготовки менеджеров высшей квалификации. За время реализации президентской программы нами было подготовлено около 1000 слушателей по проектно-ориентированной модульной программе. Но она, безусловно, не статична, так как Министерство экономического развития как заказчик периодически вносит коррективы с целью соответствия ее современным требованиям экономики РФ и внешней среды.

BG: Каковы планы у университета на ближайшие годы? Какие новые направления могут еще появиться в университете?

О. С.: Что касается направлений подготовки, то их перечень ежегодно анализируются и пересматривается: какие-то профессии уходят с рынка, какие-то, наоборот, появляются, становятся более востребованными. В соответствии с этим меняется и вуз, чтобы соответствовать веяниям времени. Где-то мы предугадываем и пытаемся работать на опережение, а впоследствии понимаем, что приняли верное решение. В текущем году перед нами стоит задача открыть новые образовательные программы: среднего профессионального образования «Право и судебное администрирование», «Информационные системы и программирование» и высшего образования бакалавриата «Управление персоналом», «Медиакоммуникации» и «Бизнес-информатика» и программа магистратуры «Государственное и муниципальное управление» и другие.

В будущем мы планируем закончить построение модели цифрового университета. Среди приоритетов также дальнейшее развитие международного сотрудничества. Уже сейчас в активе университета десятки соглашений о сотрудничестве с ведущими иностранными университетами, и мы будем продолжать работу в этом направлении. Также мы продолжим взаимодействие с Российской академией наук и будем наращивать сотрудничество с российскими вузами, предприятиями и организациями. И, конечно, мы планируем совершенствовать и развивать современную учебную инфраструктуру и материально-техническую базу, тем более что количество студентов университета постоянно растет.

Вся лента