Новые ростки на могиле малого бизнеса

Колонка редактора

Прошло более тридцати лет с тех пор, как в Петербурге, тогда еще Ленинграде, начали зарождаться рыночные отношения. С тех пор в городе многое поменялось, экономика мегаполиса пережила и кризисы, и периоды бурного, практически взрывного роста, и стагнацию.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Люди, стоявшие у истоков рынка, говорят, что некоторые сектора городской экономики изменились до неузнаваемости. Например, сегодня трудно поверить, но в начале 1990-х годов строить было невыгодно: стоимость жилья тогда была гораздо ниже себестоимости строительства.

Когда-то Петербург считался пивной столицей, производство этого напитка генерировало гигантские обороты, в городе работало множество производителей, а потребление напитка росло поразительными темпами. Последние годы потребление пива неуклонно сокращается.

Аналогичная картина и со связью: спустя семнадцать лет после первого в мире звонка по мобильному телефону в городе состоялся первый телефонный разговор по сотовой связи. Долгое время операторы развивались, не чувствуя конкуренции, за клиента не приходилось бороться, а за подключение к сети с абонентов на первых порах взималась плата в сотни долларов. Сегодня операторы зарабатывают не столько на сотовой связи, сколько на передаче данных.

Единственное, что за тридцать лет не претерпело существенного изменения,— это отношение властей к малому бизнесу. Каждый год в публичных выступлениях чиновники всех мастей признаются в любви к индивидуальным предпринимателям и малым фирмам, обещают льготы и избавление от внеплановых проверок. Но вот уже тридцать с лишним лет малый бизнес находится на грани выживания. Пандемия бросает новый вызов мелким предпринимателям, и очевидно, что многие бизнесы не переживут этот сложный период. Но отличительной чертой частного предпринимательства является то, что практически сразу на месте покинувшего бизнес появляется кто-то новый. Пожалуй, это и есть главное достижение последних тридцати лет: вопреки всему россияне не отчаялись и продолжают заниматься предпринимательством.

Валерий Грибанов, редактор Business Guide «Юбиляры»

Вся лента