«Нивелирован весь позитив, который приобрели потребители, отказавшись от курения сигарет»

Директор региона Восток аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Денис Гаглоев о спросе на системы нагревания табака и ужесточении регулирования

На фоне снижения доли курильщиков в России ужесточается законодательство, регулирующее табачную отрасль, в том числе в отношении никотинсодержащих продуктов с пониженным риском. Летом были внесены поправки в антитабачное законодательство, которые практически приравнивают такие продукты к традиционным сигаретам, в сентябре Госдума приняла закон, увеличивающий в 2021 году ставки акцизов на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты на 20%. Директор региона Восток аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) в России Денис Гаглоев рассказал „Ъ-Сибирь“ о том, как меняется спрос на системы нагревания табака и почему с увеличением ограничений для производителей табака в России растет доля нелегальной продукции.

Фото: Из личного архива

— Говорить, что этот год обычный для бизнеса не приходится. Какие задачи перед вами были поставлены, с какими трудностями пришлось столкнуться?

— Начиналось все с традиционных задач — вопросы, связанные с тем, как закончить прошлый год, работа с новыми инструментами по взаимодействию с клиентами и т.д. Но разворачивание ситуации с пандемией стало настоящим вызовом. В таких обстоятельствах моя роль как руководителя связана, в первую очередь, с обеспечением безопасности сотрудников, с помощью коллегам в других регионах. Все сотрудники были переведены на удаленную работу, налажены все бизнес-процессы в новом формате. Сейчас началась вторая волна пандемии. Нужно решать задачи, как развивать наш бизнес дальше.

— Этот год богат еще и на события, связанные с изменениями и инициативами по регулированию рынка. Например, поправки к антитабачному законодательству, которые во многом приравнивают к обычным сигаретам никотинсодержащую продукцию. Рынок альтернативных средств доставки никотина нужно так же жестко регулировать, как сигареты?

— Мы поддерживаем все конструктивные меры по регулированию рынка, которые предлагает государство. На наш взгляд к продуктам с пониженным риском нужно применять научно обоснованный или риск-ориентированный подход. Сейчас, в отношении разрешенных мест потребления, они полностью приравнены к табачной продукции. Фактически, нивелирован весь позитив, который приобрели потребители, отказавшись от курения сигарет в пользу альтернативной продукции. Делать выбор, какую продукцию предпочесть, им теперь будет гораздо сложнее, если для потребления бездымных продуктов они будут вынуждены использовать те же места, которые используют люди, пока предпочитающие традиционные сигареты.

— FDA США (Food and Drug Administration) присвоило IQOS статус продукта с пониженным воздействием. Что означает это решение для компании? Как оно скажется на перспективах развития этого продукта в мире, в РФ?

— Еще в 2016 году нашей компанией было предоставлено в FDA обширное научное досье, о том, какие последствия может иметь использование IQOS. Свое решение FDA огласило только в 2020 году. Оно изучило результаты научных исследований продукта, которые представила наша компания, и разрешило продажу в США системы нагревания табака IQOS как продукта с пониженным воздействием. FDA пришло к выводу о том, что выдача IQOS резолюции о сниженном воздействии соответствует целям улучшения общественного здоровья. Это авторитетный орган, с мнением которого считается и Всемирная организация здравоохранения. В России выводы FDA мы можем использовать как пример научного подхода к оценке продукта и его рисков.

— Как долго ФМИ занимается научными исследованиями в этой области?

— Идея бездымного будущего возникла более 10 лет назад. На данный момент инвестиции компании в научные исследования в этой сфере, в разработку и научную оценку бездымных продуктов превышают $7 млрд. Эта работа не прекращается. Сегодня ФМИ — суперэксперт в сфере системной токсикологии и научных разработок в области снижения вреда от табакокурения. Нам важно делиться результатами нашей работы. Например, все знают, что вареная курица полезнее жареной, но многие предпочтут именно жареную. Среди наших потребителей есть масса людей, которые не хотят отказываться от никотина. Это их осознанный выбор. Мы рассказываем о том, что получать никотин можно более безопасным способом.

— В России доля продаж IQOS увеличивается?

— Да, увеличивается. Мы можем судить об этом по росту количества совершеннолетних пользователей IQOS в России. Их уже более 3 млн, при этом порядка 78% из них полностью перешли на использование IQOS, бросив курить. Доля рынка табачных стиков для IQOS в России по итогам 9 месяцев 2020 года составила 6%, годом ранее она составляла 3,3%.

— Чем объясняете этот рост, учитывая, что реклама запрещена, а законодательство только ужесточается?

— В России довольно высок интерес населения к новым технологичным решениям, применению различных гаджетов в повседневной жизни, в том числе в области употребления никотина. Кроме того, учитывая, что работа по продвижению этого продукта компанией ведется планомерно на протяжении нескольких лет, он стал хорошо знаком потребителям, они выбирают его осознанно, делятся позитивным опытом со знакомыми. Общаясь с потребителем нам нужно быть уверенными, что он уже является совершеннолетним потребителем никотина. Работа ведется через информационные каналы в торговых точках.

— Планирует ли компания производить устройства IQOS в РФ?

— Россия сейчас один из лидирующих рынок в мире по продаже IQOS. Но в настоящее время планов по локализации производства устройств здесь нет. Сейчас они производятся в Малайзии.

— В прошлом году компания заявила о планах вложить 6 млрд руб. в реализацию очередного этапа проекта по локализации производства инновационной продукции с пониженным риском на фабрике в Ленинградской области. Что с этими планами сейчас?

— Заявленные компанией инвестиционные планы остаются в силе. На Балтийском региональном инвестиционном форуме мы подписали с Правительством Ленинградской области соглашение о реализации третьего этапа инвестиционного проекта по модернизации фабрики «Филип Моррис Ижора». Инвестиции составят 6,4 млрд руб., эти средства пойдут на установку четырех линий по производству табачных стиков, а также на установку дополнительной линии по первичной переработке табака для табачных стиков. На данный момент общие инвестиции в локализацию таких продуктов в России превысили уже 14 млрд рублей. Таким образом, инвестиции в производство продукта с пониженным риском составят уже более 20 млрд руб. Это позволит не только полностью удовлетворить потребности российского рынка в продуктах с пониженным риском, но также и увеличить экспорт в другие страны: сегодня мы экспортируем табачные стики в Армению, Белоруссию, Казахстан и Сербию.

— Пандемия сказалась на объемах производства компании в России?

— Производство приостанавливалось буквально на несколько дней во время первой волны коронавируса. Мы строго соблюдаем меры, которые вводят государственные органы. Однако на объемы продаж, учитывая запасы продукции, это никак не успело повлиять. Объемы производства останутся примерно на том же уровне, что и в прошлом году.

— Сколько сейчас составляет доля компании в РФ?

— В России по итогам 9 месяцев 2020 года мы оцениваем ее в 32,3% с учетом продуктов с пониженным риском для здоровья. Наша доля на рынке растет. За год она увеличилась на 2,6 процентных пункта.

— Как складывается спрос населения на табачные изделия в России в этом году?

— В целом снижение спроса на табачные изделия в стране отмечается последние несколько лет. По оценке нашей компании, по итогам 9 месяцев 2020 года табачный рынок в России сократился на 2,7%, до 163,6 миллиарда единиц. Но говорить, что это фактически только отказ населения от употребления никотина, наверное, неправильно. На фоне снижения официального потребления растет доля нелегальной продукции. Причем серьезными темпами. Люди переключаются на товары более дешевого сегмента, а контрафакт и контрабанда стоят гораздо дешевле легальной пачки сигарет. Что касается продуктов с пониженным риском, то в этом сегменте снижение спроса не отмечается — рынок еще не насыщен и потенциал роста у него есть.

— Какими темпами растет рынок нелегальной продукции?

— В России пять лет назад нелегальная торговля сигаретами занимала чуть выше 1%, по данным агентства Nielsen за 3 квартал 2019 года, нелегальный сегмент превышает 15% рынка, а в некоторых городах Сибири эта доля доходит до 30%. То есть каждая третья пачка на рынке является нелегальной. В Сибирском регионе лидеры «антирейтинга» — Алтайский край, где доля нелегальной продукции более 32%, Омская область — 28%, Новосибирская область — свыше 27%, Кемеровская область – 18% и Красноярский край – 16%. Ключевая причина этой проблемы – увеличивающийся между странами ЕАЭС разрыв в уровнях ставок акцизов, спровоцировавший переток в Россию дешевых сигарет из этих стран без уплаты акциза и других налогов в федеральный бюджет. Стоит отметить, что резкое повышение акцизов на сигареты сразу на 20% с января 2021 года может усугубить эту проблему.

— Ранее Минздрав переложил продвигать на уровне ЕАЭС инициативу по обезличиванию табачных пачек. Такая мера может реально повлиять на снижение уровня потребления сигарет?

— Все меры регулирования производства и оборота табачной продукции требуют предварительной оценки эффективности их внедрения и социально экономического эффекта. Мировой регуляторный опыт свидетельствует о том, что необоснованное ужесточение запретов и ограничений кроме отсутствия ожидаемого результата может создать дополнительные риски и нежелательные последствия. На сегодняшний день нет достоверных данных о том, что введение унифицированной упаковки ведет к снижению уровня курения. Опыт Австралии, где эта норма была принята в 2012 году, показывает, что эта инициатива не достигла ожидаемого существенного сокращения количества курильщиков, спровоцировав при этом интенсивный рост нелегального табачного рынка. Учитывая стремительный рост объёмов нелегального рынка в России, введение унифицированной упаковки будет лишь способствовать дальнейшему развитию нелегального рынка, «упростив» производство и реализацию нелегальным производителям и контрабандистам.

— Ужесточение законодательства может привести к тому, что часть производителей табачной продукции уйдет с рынка?

— Крупные игроки вряд ли уйдут. Рынок уже устоялся.

— Принимают ли сами производители табачной продукции меры по борьбе с контрафактом?

— Взаимодействие с органами власти, с правоохранительными и контролирующими ведомствами ведется постоянно и на местном уровне, и на федеральном. Но нужно учитывать, что контрафакт поступает в основном из-за границы, в частности из стран ЕАЭС, и проблема должна иметь комплексные решения. К числу действенных федеральных мер, которые бы существенно помогли в борьбе с распространением нелегальной табачной продукции, мы относим введение минимальной цены на табачную продукцию, установление количественных ограничений на ввоз физлицами табачной продукции из стран ЕАЭС в Россию, усиление ответственности за нелегальный оборот табачной продукции и повышение эффективности правоприменительной практики в нашей стране. С учетом наметившейся сегодня положительной динамики по принятию ряда законодательных мер, мы с осторожным оптимизмом смотрим в 2021 год даже на фоне повышения акциза на 20% с января. Но наш оптимизм основывается на том условии, что все инициированные регулятором, депутатами Госдумы поправки в законодательство будут приняты и заработают.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что мы всегда стремимся к расширению конструктивного диалога со всеми вовлеченными сторонами: государственными органами, профильными ведомствами, общественными организациями, бизнес-ассоциациями и так далее. Мы уверены, что в результате такого взаимодействия можно достигнуть гораздо большего, чем в одиночку.

Интервью взяла Оксана Павлова

Вся лента