«Художник разговаривает с вечностью»

Дмитрий Буткевич — о выставке Ли Бул

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, как русский авангард повлиял на творчество южнокорейской художницы и почему ее выставка открылась в Санкт-Петербурге, а не в Москве.

Фото: Иван Петров, Коммерсантъ

Не устану напоминать вам о том, что на ближайшие два месяца мы в Москве остались без музеев и выставочных залов. Поэтому, чтобы утолить гуманитарный голод, стоит ехать в Санкт-Петербург. Тем более, что только что там в Манеже открылась очередная выставка-блокбастер южнокорейской художницы Ли Бул «Утопия Спасенная» (Utopia Saved).

Питерский Манеж все более становится отечественным хедлайнером по части презентации выдающихся художественных проектов. Это первая в России выставка автора перформансов, инсталляций, скульптур и живописи, хорошо известной у себя на родине (она постоянная участница Биеннале в Кванджу), в Соединенных Штатах и Европе (часть работ на выставке из собрания международных галерей Lehmann Maupin и Thaddaeus Ropac).

Слово директору Манежа Павлу Пригара; это он выбрал Ли Бул для показа нашей публике полтора года назад на Венецианской Биеннале: «Для меня это очень важный критерий, когда первый взгляд на художника дает тебе подсказку, то есть сосредоточен ли художник на настоящем, на чем-то важном или неважном, актуальном, прошлом, но ощущение, когда художник разговаривает с вечностью — мое субъективное ощущение — оно было очень важным в самом начале, и это очень серьезный разговор о пространстве, о времени, о цивилизации, о границах, об этой условно прекрасной и ужасной утопии».

Сама художница так и говорит, что «хотела бы передать ощущение путешествия во времени через различные исторические периоды».

Лет 20 назад, на рубеже столетий, Ли Бул увлеклась русским авангардом, вкупе с утопическими теориями Кампанеллы. Одна из заглавных композиций, раскинувшаяся на нижнем этаже Манежа, так и называется «Город Солнца II»: огромные черно-пластиковые вычурно вырезанные листы, стоящие на пластиковых стаканах; много лампочек и зеркала.

Художница приезжала в Манеж, сделал себе его копию в 50-кратном уменьшении, и размещала там сайт-специфик инсталляции. Одна встречает вас при входе — громадный дирижабль, выклеенный из фольги. Он перекликается с картиной русского остовца Купцова с изображением огромного дирижабля. Отдельный раздел выставки составили работы Леонидова, Малевича, Чернихова, Циолковского.

Вся лента