Попасть в десятку

Эксперты обсудили рынок гражданского оружия в России

На российском рынке спортивного оружия и товаров для охоты сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, спрос на товары в последние несколько лет падает, с другой — растет число производителей и выпускаемых ими моделей. Какие еще определяющие тренды царят сейчас в отрасли, как на нее повлиял коронакризис и каковы прогнозы экспертов — в материале “Ъ”.

Фото: Дирекция выставки "ОрёлЭкспо" / Александр Скворцов

В октябре в Гостином дворе прошла Московская международная выставка оружия и товаров для охоты ORЁLEXPO — самое представительное международное мероприятие такого профиля на отечественных площадках. Участие в выставке приняли более 130 экспонентов: оружейные компании, оптовые и розничные фирмы по торговле оружием, снаряжением, охотничьими и туристическими товарами, аутфиттеры (фирмы, занимающиеся организацией охотничьего туризма) и таксидермические студии. Причем в Гостином дворе были представлены как крупные игроки, так и новые небольшие компании, которые пришли на рынок буквально в нынешнем году. Послушать спикеров, задать вопросы специалистам, посмотреть новинки оружейного рынка (а некоторые — даже опробовать) пришли 13,2 тыс. посетителей, еще тысячи побывали на выставке дистанционно в формате онлайн — даже по доковидным меркам масштаб внушительный.

Впрочем, пандемия коронавирусной инфекции для выставки оказалась даже в каком-то смысле полезной. Михаил Хубутия, организатор ORЁLEXPO, говорит, что лучшее время для проведения такого мероприятия — «когда границы закрыты, а мы сами можем организовать весь производственный цикл», собрать на одной площадке представителей производства и власти, российские регионы и пользователей, обеспечить коммуникацию всех участников этой выставки и организовать полноценный диалог.

На стендах были широко представлены изделия отечественных и зарубежных изготовителей и торговцев охотничьим, спортивным оружием и патронами к нему из Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Тулы, других городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Посетители могли ознакомиться с новинками, а также детально изучить известные модели, обсудить со специалистами их плюсы и минусы. Любители охоты и туризма оценили различное снаряжение, оптику, средства ухода, экипировку и аксессуары.

Выставка была отмечена несколькими важными премьерами. Так, Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения в Подольске (входит в госкорпорацию «Ростех») заявил о планах осваивать рынок профессионального спортивного оружия. До недавнего времени вся деятельность предприятия была связана с разработкой специализированного оружия для армии и спецслужб, а теперь институт участвует в программе диверсификации отрасли. В соответствии со стратегией «Ростеха» доля выручки от гражданской продукции предприятий корпорации должна достичь к 2025 году 50%. Институт намерен развивать производство короткоствольных изделий (пистолетов). Компания будет ориентироваться на оружие, сопоставимое с линейками Glock, SIG Sauer профессионального стрелкового спорта.

Выставка — огонь!

Программный директор ORЁLEXPO Ирина Гордина о выставке

Смотреть

О диверсификации производства и частичной переориентации на гражданского потребителя заявили и в группе компаний «Калашников». «Концерн "Калашников" развернулся на 180 градусов после введения санкций. Вызов состоял в быстрой переналадке и одновременной работе с большим количеством разных изделий с совершенно другой схемой сбыта. Если до кризиса мы работали по нескольким основным изделиям, которые шли на экспорт, то за кризисный период мы выбросили на рынок порядка 40 новинок, которые раньше не производились и не позиционировались»,— сообщил Михаил Ненюков, первый заместитель генерального директора по операционной деятельности и производственной системе ГК «Калашников». При этом группа компаний до сих пор ориентирована на экспорт: в 2019 году около 75% производимой продукции было отправлено за границу.

Это не единственная новость от легендарного предприятия. 16 октября группа компаний объявила о запуске проекта Kalashnikov Approved. Это своего рода знак качества, который объединит проверенных и надежных производителей оружия, аксессуаров, экипировки и других сопутствующих товаров и в итоге выстроит систему максимально комфортной покупки и обслуживания оружия.

Одним из главных событий ORЁLEXPO стала презентация проекта дополненной реальности VaRms, совмещающий реальные образцы оружия с цифровой копией. Пользователи получили возможность узнать особенности того или иного оружия лично, а не со слов инструктора.

«Это, наверное, уникальный случай, когда реальная и виртуальная выставки открылись в один день,— рассказал технический директор проекта Аркадий Оверин.— Посетители смогли, надев шлем виртуальной реальности, посмотреть оружие, разобрать его, собрать, перейти в виртуальный тир, потренироваться, получить консультацию».

Проект планируется дополнить виртуальными представительствами охотхозяйств — и тогда пользователь сможет «пройти» охотничьими тропами и маршрутами, пояснил Аркадий Оверин: «Перед нами стояла задача за два месяца разработать прототип виртуального магазина стрелкового оружия, одной из метрик которого является реалистичность моделей — как по внешнему виду, так и по баллистике и другим параметрам, в полной версии приложения мы планируем расширить библиотеку как единиц оружия, так и моделей экипировки и боеприпасов. Релиз онлайн-версии приложения запланирован на осень 2021 года».

Отмечается, что приложение будет доступно на платформах Steam, Oculus, на сайте разработчиков и в других местах. VaRms уже заключила соглашение с такими производителями, как Glock, Oca, Zoil и Fabarm, чтобы в приложении присутствовало их оружие.

«Наряду с возможностью получить всю гамму тактильных ощущений на выставке представлены VR-площадки, расширяющие горизонты выставки. Так мы объединяем в Гостином дворе и традиции, и современные подходы и преодолеваем границы возможного, причем с полным соблюдением мер безопасности для наших гостей и участников»,— комментирует программный директор выставки Ирина Гордина.

Кроме того, на выставке был презентован большой инфраструктурный проект в Одинцовском районе Подмосковья. Он включает в себя несколько разных стрельбищ в одном здании площадью около 10 тыс. кв. м, магазины, арсеналы, аренду снаряжения, тренировочные базы и инструменты виртуальной реальности.

В рамках деловой программы прошли 11 экспертных дискуссий с участием представителей ключевых федеральных министерств, ведущих производителей оружия, региональных чиновников, охотничьих и стрелковых сообществ.

Директор департамента в сфере охотничьего хозяйства Министерства природы России Андрей Филатов назвал главной задачей упрощение доступа к охоте для всех граждан: «Министерство стремится обеспечить деятельность юридических лиц, занимающихся разведением дичи и предоставлением услуг охотникам, работает над снижением барьеров и количества бумаг для охотников. России предстоят большие изменения в законодательстве для упрощения доступа к охоте».

Основные тенденции развития российского рынка спортивного оружия и товаров для охоты практически не отличаются от общемировых: в настоящее время наблюдается падение спроса. К примеру, в России около 1,1 тыс. лицензированных оружейных магазинов. При этом за последние два года объемы продаж как в денежном, так и в количественном выражении упали минимум на 30%, констатируют эксперты.

По словам директора департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга РФ Дмитрия Капранова, падение спроса на внутреннем рынке обусловлено тем, что в трудные времена люди отказываются от хобби, необязательных интересов. Другая причина — социальная, связанная с декриминализацией общества и утверждением концепции того, что оружие — это зло. Третья причина — технологическая. Оружие в общественном сознании вытесняется компьютерными играми, стрелялками.

Еще одна причина спада на рынке оружия связана с его доставкой физическим лицам. Сейчас эта система в России не работает. «Нельзя купить оружие где-то в интернете или у нас на заводе и легальным образом его доставить в другой город человеку. Человек должен за ним сейчас приехать в точку продажи — с лицензиями, разумеется. Никто не говорит, что нужно покупать в интернете все что угодно. Естественно, при наличии лицензии мы должны увидеть человека, так сказать, он должен лично у нас это оружие забрать, это, конечно, связывает нас по рукам и ногам»,— пояснил генеральный директор ООО «Московский завод высокоточного оружия» Михаил Горелик.

Основные регионы России, где сконцентрировано массовое производство гладкоствольного оружия,— Приволжский и Центральный федеральные округа. Крупнейшими предприятиями на этом рынке являются: АО «Концерн "Калашников"», ОАО «Ижевский механический завод», ООО «Молот-оружие», ОАО «Тульский оружейный завод». Наблюдавшееся до сих пор снижение спроса связано в том числе с тем, что крупные отечественные производители оружия ориентированы прежде всего на нужды ВПК и реализацию экспортных поставок — объемы последних значительно снизились в связи с санкциями. А нехватку гражданского оружия компенсировали иностранные производители, прежде всего из Италии и Турции, хотя и импорт оружия с 2015 года преимущественно снижался (в целом на 13,6%).

В 2020–2024 годах, по оценкам BusinesStat, ожидается дальнейшее сокращение импорта гражданского оружия в Россию. Это будет связано как с экономическими последствиями пандемии коронавируса, так и с продолжающейся тенденцией снижения интереса со стороны населения страны к охоте и активному спорту с использованием гражданского оружия. По прогнозам, в 2024 году импорт гражданского оружия в Россию составит 222 тыс. шт.

«Но, несмотря на негативные тенденции развития рынка, есть и позитивные. На рынке появляются новые производители, новые модели. Наша задача — создать условия для предприятий-производителей, обеспечить конкурентоспособность их продукции, в том числе на фоне растущего интереса иностранных покупателей»,— резюмировал Дмитрий Капранов.

Татьяна Еремина

Вся лента