Госрасходы по-новому

Татьяна Едовина о том, как Джо Байден изменит фискальную политику США

Фактическая победа кандидата от демократов Джо Байдена в президентских выборах в США, безусловно, изменит экономический курс американского Белого дома. В основном аналитики ждут смещения фокуса на ужесточение регулирования в отношении корпораций (ослабленное администрацией Дональда Трампа, особенно в части экологических требований), а также на увеличение соцрасходов. Однако вряд ли стоит ждать реализации предвыборных обещаний, включавших существенное расширение доступа к медицинскому страхованию и повышение налогов на корпорации, главным препятствием для этого станет более высокая, чем ожидалось, популярность республиканцев среди претендентов на места в Конгрессе США.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Основными предвыборными обещаниями Дональда Трампа в 2016 году были экономический протекционизм и масштабная налоговая реформа, именно поэтому его победа при всей неоднозначности предложений вроде строительства стены на границе с Мексикой или обострения внешнеполитических отношений была столь позитивно воспринята рынками. Эффект от реформы действительно оказался заметным — это привело к ускорению экономического роста и увеличению капвложений. Но это же сказалось и на росте фискального дефицита, который на фоне пандемии и вовсе стал рекордным. Последствия протекционизма оказались неоднозначными: китайская «экспансия» в технологический сектор США резко замедлилась (на опасении неодобрения сделок снизилось даже количество заявок в комитет по иностранным инвестициям), и здесь вряд ли стоит ждать резкого изменения курса новой администрации, но, помимо точечного увеличения экспорта соевых бобов и ряда других продуктов, даже сделка с Китаем, не отменившая ранее введенные повышенные пошлины, не привела к снижению торгового дефицита.

В некотором смысле история повторяется: предполагаемую победу Джо Байдена рынки также оценили, скорее, в позитивном ключе, ведь именно демократы активно продвигали второй пакет фискальных мер для поддержки экономики (первый — на $2,2 трлн — был принят в апреле). Акт не успели согласовать из-за сопротивления Белого дома, где настаивали на сокращении пакета. Но едва ли в ближайшие два года будут реализованы и предложения Джо Байдена ввести десятипроцентный налог на компании, которые переносят рабочие места за пределы США, и отменить введенные при Дональде Трампе налоговые льготы. Не стоит ждать и полной реализации плана по увеличению расходов бюджета на $5,4 трлн в течение десяти лет, и основным препятствием станут как раз республиканцы в Сенате, хотя в целом проблема возрастающего госдолга обеими партиями стала рассматриваться гораздо терпимее, чем во время президентства Барака Обамы.

Вся лента