Льготный отказ по частному принципу

Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области отправили на доработку два законопроекта, предложенных министерством экономического развития региона. Документ включает поправки к закону о гос­поддержке инвестпроектов. По мнению парламентариев, менять закон необходимо с целью создания системного подхода, а не для одного резидента с ограниченным объ­емом вложений.

Депутаты профильного комитета Законодательного собрания Новосибирской области 21 октября заслушали предложения регионального министерства экономического развития о внесении поправок в закон «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков». По словам главы ведомства, подготовившего изменения, Льва Решетникова, поправки необходимы для привлечения новых инвесторов. В частности, одна из них ограничит компании, желающие получить землю без торгов под строительство индустриальных парков — участок предприятию достанется только в том случае, если в развитие инженерной инфраструктуры будет вложено не менее 30 млн руб.

Как отметила заместитель председателя комитета заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Ирина Диденко, законопроект требует доработки. Сегодня управляющие компании в соответствии с законом наравне с другими инвесторами могут получить земли без торгов для реализации инвестиционных проектов, если они признаны масштабными, а также готовы вложить в его развитие как минимум 600 млн руб. для территорий Новосибирска, 500 млн — для Новосибирского района, 250 млн — для других территорий. «Вопрос, который мы так и не смогли прояснить рабочей группой: кто будет отвечать, если эти инвестиции не будут реализованы? — поинтересовалась парламентарий. — Есть еще ряд менее существенных замечаний, которые также необходимо учесть при доработке законопроекта».

Предложение депутаты отклонили до момента его проработки с учетом высказанных замечаний.

Нулевой отбор

Предложение по второй поправке к этому же закону заключается в обнулении единого сельскохозяйственного налога для предприятий, получивших статус резидента территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В Новосибирской области таких площадок две — в поселке Линево (Искитимский район) и моногороде Горный (Тогучинский район).

Как отметили парламентарии, в перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых на ТОСЭР действует особый правовой режим для предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты, включена отрасль «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство». То есть предприятиям, помимо уже предоставленных льгот на уплату федерального налога на прибыль, страховых взносов, налогов на имущество и на землю, правительство намерено добавить еще одну.

Депутаты считают, что резидентам ТОСЭР Новосибирской области предоставлены все максимально возможные льготы в части налога на прибыль организаций.

При этом, как подчеркнул Лев Решетников, перейдя на общий режим налогообложения, плательщик единого сельхозналога сможет пользоваться льготами наравне с другими резидентами ТОСЭР. «Конечно, хозяйствующий субъект может сменить систему налогообложения, но поправки в закон призваны не усложнять его работу»,— ответил на вопрос Ирины Диденко министр.

По мнению депутатов, обнуление целесообразно на конкретной территории или в отношении конкретного продукта. «Мы сделали вывод, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена льгота по единому сельхозналогу на территории опережающего социально-экономического развития. Мы можем вводить дифференцированную ставку по единому сельхозналогу на всей территории области или на ее части — это должны быть районы или муниципальные округа и так далее — в зависимости от тех направлений, которые мы хотим стимулировать. Предлагаем министерству экономического развития совместно с минсельхозом с точки зрения их стратегического видения проработать дифференцированную ставку сельхозналога, если это необходимо»,— заключила Ирина Диденко.

Необходимо проработать системный, но не частный подход, добавил председатель комитета Федор Николаев. «Обнуление — индивидуальная такая норма, для одного-двух резидентов. Кроме этого, процесс уже регулируется другим законом, и в зоне ТОСЭР действуют нулевые или минимальные ставки по налогу на прибыль и имущество. Получается масло масляное. Мы же сегодня говорим о системном подходе: действительно, у региона существует право выбирать ставку от 0 до 6% по сельхозналогу, но она должна быть привязана к конкретной географической зоне или продукту. Это должны проработать депутаты из профильного комитата совместно с минсельхозом и, к примеру, утвердить, что на время развития производства льна в Новосибирской области мы снижаем ставку. Это и будет системным подходом, а менять правила под одного человека — неправильно»,— отметил парламентарий.

Председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив выразил мнение всего парламента, отклонив предложение регионального правительства. «Мы не можем менять закон под одного человека,— объяснил он.— Единый сельхозналог — это уже льгота. ТОСЭР — это уже льгота. Сколько еще льгот должно быть?»

Наказы на селе

Депутаты профильного комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности также 21 октября рассмотрели проект изменений в государственную программу «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области».

Программа скорректирована в связи с изменениями плановых (прогнозных) значений целевых индикаторов, ее приведением в соответствие с методическими указаниями министерства экономического развития области, а также из-за июльских правок регионального бюджета.

Так, по словам заместителя министра сельского хозяйства Новосибирской области Владимира Пахомова, покупка жилья для граждан, проживающих в сельской местности и получивших господдержку в 2020 году увеличится с 0,4 до 0,5 тыс. кв. м, в 2021 году — с 4,5 до 5,9 тыс., в 2022 году — с 7,2 до 8,6 тыс. кв. м.

Кроме этого, снижен объем жилья, предоставляемого по договору коммерческого найма. Как объяснил чиновник, это сделано с учетом обновленного сводного списка граждан — получателей жилплощади и корректировкой стоимости 1 кв. м. В 2020–2021 годах для получателей социальных выплат построили больше жилья, чем было заложено в программе.

Также изменился показатель ввода в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции. По словам замминистра, это было сделано в связи с получением проектно-сметной документации и уточнением протяженности выполняемых работ.

В 2020 году в Новосибирской области финансирование по госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий» составит 1,4 млрд руб. В задачи программы входят обеспечение сельских жителей благоустроенным жильем, строительство объектов социальной сферы, инженерной инфраструктуры, создание современного облика сел, развитие условий для занятости сельского населения, повышения его благосостояния.

Кроме этого, в августе 2020 года стало известно, что Новосибирская область получит 1,5 млрд руб. из федерального бюджета на создание современного облика сельских территорий в 2021 году. Десять районов области стали победителями конкурса Минсельхоза России. В числе районов, ставших победителями конкурса, — Баганский, Искитимский, Каргатский, Купинский, Маслянинский, Мошковский, Сузунский, Тогучинский, Черепановский.

Итоговый перечень проектов, включенных в финансирование, будет определен в ноябре во время подготовки федерального закона о бюджете на 2021-й и плановый период 2022–2023 годов.

Депутаты, изучившие поправки к программе, отметили, что в ней отсутствует раздел «Наказы избирателей». По словам парламентария Глеба Поповцева, это необходимо сделать и указать конкретные объекты, а также суммы. «В названии программы „Комплексное развитие сельских территорий“ ключевые слова — „комплексное развитие“. Мы же видим здесь статистическую отчетность. Только что прошла избирательная кампания. Каждый из депутатов получил наказы избирателей, которые также войдут в эту программу, потому что она касается каждого жителя области, живущего на сельской территории. Каким образом они будут учтены в этой программе?» — высказался депутат.

Как отметил Владимир Пахомов, участие в федеральной программе подразумевает конкурсный отбор. «Просто взять наказы и включить в программу не получится. Нужно работать с муниципальными районами, чтобы они готовили проекты, участвовали в конкурсе. В случае прохождения конкурсных процедур в Минсельхозе РФ эти объекты будут включены в программу»,— объяснил механизм замминистра.

«Проблема в том, что ни одно муниципальное образование, тем более сельское, не имеет денег, чтобы сделать проект,— заявил депутат Сергей Гайдук.— Просьба глав рай­онов — при реализации наказов предусмотреть строкой деньги на проектно-сметную документацию. А куда они пойдут — на „чистую воду“, пристройку к школе, спортивную площадку, оборудование для поликлиник — решат».

Как пояснил министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко, сейчас этот вопрос решается. «С одной стороны, есть проблема, которую нужно решать на той или иной территории области, с другой — в силу отсутствия финансовой возможности органы местного самоуправления не могут выполнить условия по разработке ПСД. Учитывая, что за последние годы планка требований к проектно-сметной документации растет, а следом растет и цена на ее разработку, на уровне правительства принято решение: если те или иные стратегические мероприятия по развитию территории будут укладываться в государственные программы, то одновременно будут планироваться и деньги на проектирование».

Помимо отсутствия средств на разработку проектов, существует проблема ее качества. Из-за ошибок в документации многие планируемые к строительству объекты не были реализованы. «В районах области, в городе Новосибирске надо этот принцип распространить на все министерства. Предупредительной должна быть система проектных работ, попавших в программу. Программа на следующий год, значит, уже в этом году должна быть утверждена документация»,— отметил депутат Валерий Червов.

Также существует проблема сроков давности, подчеркнул первый заместитель председателя заксобрания региона Андрей Панферов. «Вопрос с переходящими наказами. Уже готовая проектно-сметная документация может устареть, так как не соблюдены сроки реализации объектов. Прошу обратить на это внимание при верстке программы реализации наказов. Может случиться, что вбухали деньги, ПСД есть, а реализации наказов нет»,— прокомментировал он.

Как отметил председатель комитета Федор Николаев, программа подразумевает большой объем работ и развитие многих отраслей и направлений в селах. «„Комплексное развитие сельских территорий“ — относительно молодая программа, поддерживаемая федеральным бюджетом по инициативе президента России. Мы на нее рассчитываем. В этом году чуть меньше полутора миллиардов ушло на эту программу, из них чуть более миллиарда — федеральные средства. Программа реально рабочая, но в связи с тем, что она еще новая, мы, кажется, ее недооцениваем. Минсельхоз отчитался, сухие цифры доложил. Мы же считаем: так как это программа комплексного развития, она предполагает развитие всех отраслей — это и сельские дома культуры, библиотеки, дорожное строительство, все, что связано с медициной (ФАПы, амбулатории и больницы). Это взаимоувязка всех главных распорядителей бюджетных средств на сегодняшний день. И еще важный момент — чтобы и минфин, и минэко были ближе к минсельхозу, не соисполнителями, а, так скажем, хорошими кураторами программы, чтобы стратегически решать развитие сельских территорий»,— высказался депутат.

По мнению парламентариев, в первую очередь необходимо решить вопрос с проектно-сметной документацией, отсутствие которой сегодня не позволяет региону привлечь больше федеральных средств на развитие сельских территорий. Как подчеркнули в заксобрании, инвестиции из федерального бюджета в развитие районов могут быть больше 1,5 млрд руб.

Светлана Донская

Вся лента