Август поселил надежду
Гостиницы
Загрузка гостиниц в городах России по итогам августа приблизилась к докризисному уровню, хотя на фоне новых ограничений, вводимых различными регионами, до полного восстановления все еще далеко. По разным оценкам, это произойдет не ранее 2022–2023 годов.
Такой вывод сделали эксперты компании Cushman & Wakefield по итогам анализа объемов спроса в июле и августе 2020 года на отели Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Екатеринбурга. «С учетом впечатляющего всплеска внутреннего туризма летом 2020 года, больше других выиграли рынки, туристские достопримечательности которых совмещаются с комфортной и современной городской инфраструктурой. Немаловажным фактором также является возможность добраться до города на автомобиле. В эпоху высоких коронавирусных рисков россияне с большей готовностью путешествуют на средние дистанции на личном транспорте, что в августе обеспечило отличные среднемесячные показатели загрузки отелям Санкт-Петербурга и Казани»,— отметила Марина Усенко, партнер департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield.
В Санкт-Петербурге загрузка отелей в августе составила 52,1% — это кардинальное улучшение результатов мая и июня (4,2 и 9,3%, соответственно), когда в городе традиционно начинается сезон белых ночей. В то же время до уровня августа 2019 года (88,4%) все еще далеко.
В Казани уровень загрузки в августе превысил 58%, что является довольно успешным результатом даже на фоне августа 2019 года (72,9%). Для сравнения, в апреле и мае этого года казанские отели были заполнены лишь на 4,4 и 5,9% соответственно.
По сравнению с Казанью и Санкт-Петербургом гостиничный рынок Екатеринбурга в августе отчитался о более низкой среднерыночной загрузке — в пределах 43% (57,9% в августе 2019 года), что вполне сопоставимо с московскими результатами. Заполняемость отелей Москвы в августе составила 39,6% (в августе 2019 года — 88,9%).
В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, региональные рынки в меньшей степени зависят от зарубежного спроса. Именно поэтому они показывают меньшую глубину падения объемов продаж гостиничных услуг, вызванного внешними причинами, в данном случае — COVID-19. В частности, в отелях столицы доля иностранцев в среднем по году составляет 40%, в Санкт-Петербурге — около 50%. Поэтому как только границы оказались перекрыты, оба рынка быстро ощутили существенное падение объемов спроса.
На этом фоне крупные региональные рынки (например, Казань и Екатеринбург) традиционно развиваются в основном за счет внутреннего спроса. Доля иностранных гостей в отелях, как правило, не превышает 5–10%. В отличие от столичных рынков, полной приостановки бизнеса там не произошло во многом благодаря сохранению локального спроса. Этому способствовала продолжающаяся реализация крупных инвестиционных проектов регионального масштаба, а также короткие командировки и выезды на отдых.
Аналогичную тенденцию аналитики Cushman & Wakefield видят при сопоставлении мегаполисов и региональных городов в других странах.