«О прорыве уже никто и не говорит»

Дмитрий Дризе — о настроениях россиян

Тяжелые времена еще впереди — так считают 60% россиян. Согласно данным последнего опроса ВЦИОМ, 15% граждан страны заявили, что худший период Россия переживает прямо сейчас. Еще 16% ответили, что трудности позади. Также более половины опрошенных считают, что живут средне. 24% высказались на этот счет негативно. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что страна живет исключительно одним, сегодняшним днем.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

По данным социологов, россияне чувствуют себя по большому счету неплохо, не так чтобы очень хорошо, но терпимо. Зарабатывать можно, конечно, больше, но в принципе и этого хватит, если особенно не роскошествовать. Один из главных посылов состоит в том, что нашим людям не нравятся коронавирусные ограничения, без них они ощущают себя значительно лучше, что, в общем-то, не удивительно. В этой связи так называемый уровень счастья вырос по сравнению с первой волной пандемии. Правда, сейчас у него есть тенденция к снижению в соотношении с летними месяцами. Почему? Ответ также очевиден: болезнь опять наступает.

И, собственно, главная проблема — это неуверенность в завтрашнем дне. 60% респондентов ответили, что главные трудности еще впереди. Тем не менее, это не значит, что у нас так уж все плохо. Есть ведь и другие цифры, и они показывают наличие здорового оптимизма среди некой части населения. 16% участников опроса ВЦИОМ уверены, что все плохое у нас на самом деле позади. А еще 15% считают, что весь негатив мы переживаем сейчас, а дальше, наверное, будет лучше или по крайней мере не хуже. Если сложить вместе, получается более 30% тех, кто апокалипсиса не ждет. Хотя, конечно же, мы понимаем, что люди отвечают не всегда то, что думают, или просто не воспринимают все эти вопросы всерьез.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал результаты исследований и ту его часть, где граждане в большинстве своем воспринимают будущее в черном цвете. Ну что же вы хотите? Пандемия — это беспрецедентный вызов, трудно сказать, как все будет дальше. Тем не менее, как это было сказано выше, россияне пока что не бедствуют. Плохие времена, может быть, настанут, а может, и нет, может быть, опять проскочим.

И власти вроде бы беспокоиться особо не за что. По крайней мере, вот сейчас, в данный момент. В первую очередь речь идет о росте протестных настроений и массового недовольства. Правда, опять же, социологические исследования — это только видимая часть айсберга. Да и социология тоже бывает разной. Уровень жизнь падает, и это признается официально.

Поэтому особую актуальность приобретает вопрос: а что мы будем делать, когда черный день наступит? Есть ли у государства на этот счет план?

Заметно, что такой вариант продумывается, именно поэтому правительство не торопится тратить резервные и другие фонды и предпочитает изымать у бизнеса, повышать налоги. Можно сделать вывод, что и руководство страны согласно со своими гражданами: экономический кризис впереди. Действительно, мало ли что там еще этот вирус выкинет.

И вот очередной вопрос относительно перспектив развития такого общества, которое живет одним днем. Какой смысл откладывать на старость, если завтра все рухнет? Лучше уж сейчас как следует провести время, напоследок. И почему-то прогнозы о светлом завтра не обнадеживают. Да и их и нет последнее время. О прорыве уже и не говорит никто. Есть один старый добрый лозунг: не надо лучше — главное, чтобы не хуже. Видимо, он еще останется актуальным.

Владимир Путин заменил май июлем

Как президент утвердил цели национального развития до 2030 года

Читать далее

Вся лента