Убийственный союзник

Поможет ли пандемия COVID-19 уничтожить грипп

На фоне пандемии коронавируса беспрецедентно сократилась заболеваемость гриппом. Исследователи пытаются понять, игра ли это статистики, или у человечества действительно появился шанс победить в войне с одним из своих самых старых врагов — гриппом.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Южная гриппозная аномалия

Первыми на удивительный феномен обратили внимание австралийские ученые. По их данным, начавшаяся по расписанию сезонная вспышка гриппа остановилась, а потом и вовсе сошла на нет на фоне пандемии коронавируса. Если в январе 2020 года в стране было зафиксировано почти 7 тыс. лабораторно подтвержденных случаев заболевания гриппом, то по мере того, как австралийская осень входила в свои права, число заболевших не росло, как обычно, а сокращалось.

Уже в апреле австралийцы говорили только о 229 случаях заболевания гриппом (против почти 19 тыс. годом раньше).

В итоге сезон оказался самым мягким (заболела лишь 10-я часть от того количества, которое переболело гриппом годом раньше), причем пик заболеваемости пришелся на период, предшествовавший пандемии COVID-19.

Австралийский случай не был уникальным. Южноафриканские эксперты говорили, что в стране фактически не было сезонной вспышки гриппа. А врачи Новой Зеландии с удивлением рассказывали, что в ходе традиционного сезонного скрининга на вирусы гриппа не было зафиксировано ни одного случая заболевания, притом что годом раньше 57% тестов давали положительный результат.

Изоляция как высшая мера социальной защиты

С началом сезона заболеваемости гриппом в Северном полушарии стало понятно, что развитие событий в Южном — не аномалия, но тенденция. Значительное снижение случаев фиксировалось, по данным ВОЗ, в Африке и в Карибском регионе. А, как сообщает BBC, за неделю с 7 по 13 сентября сайт FluMart, фиксирующий заболевания гриппом в глобальном масштабе, сообщал о всего 12 подтвержденных случаях заболевания гриппом по всей планете.

Возможной причиной резкого сокращения числа заболеваний гриппом стало массовое ношение медицинских масок и использование антисептиков

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Впрочем, с некоторыми другими заболеваниями наблюдается похожая картина. Как заметила все той же BBC эпидемиолог Сара Коби из Университета Чикаго, в странах и территориях от Австралии до Гонконга и Новой Зеландии до Бразилии было зафиксировано значительное снижение случаев выявления HSRV — респираторно-синцитиального вируса человека, вызывающего инфекционные заболевания дыхательных путей, особенно у детей.

Врачи признают, что некоторое влияние на изменение показателей могли оказать причины логистического характера. Некоторые заболевшие предпочитали лечиться сами, не вызывая врачей.

Где-то были свернуты масштабные работы по фиксированию случаев гриппа из-за того, чтобы не тратить силы, так необходимые в борьбе с COVID-19. Тем не менее основными причинами резкого и повсеместного снижения числа заболеваемости гриппом ученые сочли все те гигиенические и социальные меры, принятые в мире в надежде остановить распространение коронавируса,— маски, использование дезинфицирующих средств, мытье рук, соблюдение социальной дистанции и, разумеется, изоляцию и разного рода локдауны.

Грипп. Анамнез

Человечество не всегда болело гриппом. Еще примерно каких-то 12 тыс. лет назад (ничтожно короткий промежуток времени по меркам истории) людям он был неопасен. И вовсе не потому, что у них был иммунитет. Просто они с ним, как говорят ученые, не встречались. Ситуация изменилась примерно 12 тыс. лет назад, когда наши предки стали переходить от охоты и собирательства к приручению и разведению животных, в частности птиц и рогатого скота.

Вместе с молоком, мясом и яйцами человек получил и самый живучий патоген на планете — вирус гриппа.

Первые поселенцы, занявшиеся сельским хозяйством, проживали на Ближнем Востоке. Затем оно распространилось на весь Старый Свет. Вместе с ним распространялся и вирус гриппа. А затем европейцы открыли для себя Америку и завезли туда целый набор всевозможных заболеваний — оспу, корь, бубонную чуму, малярию, проказу, ветрянку, свинку, тиф, холеру, дифтерию и, разумеется, грипп. Взамен они получили разве что сифилис. Правда, сейчас и эта теория ставится под сомнение: считается, что сифилис появился в Европе раньше кофе и табака.

Позже появилась вакцина против гриппа, которая облегчила борьбу с ним, но не уничтожила вирус полностью.

Контакт ученых с изолированными племенами Амазонки всегда заканчивается для последних вспышками заболеваний

Фото: Reuters

В 2014 году ученые получили возможность воспроизвести —в уменьшенной модели — события далеких времен, когда человечество только столкнулось с вирусом гриппа. Европейцы встретили племя сапенвава в Латинской Америке, изолированное от цивилизации и стоящее примерно на том же уровне развития, на котором все человечество стояло 12 тыс. лет назад. В течение нескольких дней после первого контакта с цивилизацией многие представители племени слегли с необычайно сильными симптомами респираторной инфекции, скорее всего, гриппа. Такое случалось и раньше при первых контактах цивилизованного человечества с племенами Амазонки. И обычно болезнь буквально косила людей, не имевших никакого иммунитета к привычному нам заболеванию. Но в этом случае все заболевшие были изолированы от остальных членов племени, и им была назначена обычная противогриппозная терапия. Через некоторое время больные выздоровели и вернулись в племя. Эпидемия закончилась.

Тщетные предосторожности?

Сейчас перед учеными стоит вопрос: позволяет ли сам факт существования таких свободных от гриппа зон, пусть и в самых забытых уголках планеты, надеяться на то, что и когда-нибудь такой зоной станет вся Земля?

Южная гриппозная аномалия, оказавшаяся тенденцией, вроде бы вселяет надежду на то, что принципиально освободиться от гриппа возможно.

Правда, использование одних только изоляционных мер практически не представляется возможным. Карантин должен быть не только глобальным, но и повсеместным. Кроме того, вовсе уничтожить вирусы гриппа (их, как известно, четыре) даже глобальным карантином невозможно.

«Большая проблема с гриппом в том, что он изменчив,— цитирует BBC Питера Палезе, микробиолога и эксперта по РНК-вирусам в Медицинской школе Айкана при госпитале Маунт-Сайнай в Нью-Йорке.— Вирус постоянно эволюционирует, так что наша иммунная система просто не способна распознавать вирус через продолжительное время после устранения инфекции. Поэтому мы можем заражаться снова и снова. По некоторым подсчетам, ежегодно гриппом заболевают около 10% населения планеты».

Найти универсальную вакцину против гриппа мешает постоянная изменчивость вируса

Фото: Cynthia Goldsmith / CDC

Так что ответ не только в глобальном карантине, но и в универсальной вакцине. Работы над ней ведутся. Вирусы гриппа по своему строению состоят из головки и отростка. Еще в 1980-х годах господин Палезе и его коллеги заметили, что мутации происходят в головке вируса, а вот строение и состав отростков на протяжении множества эволюций остается неизменным. Проблема в том, что иммунная система человека реагирует как раз на головку вируса,— она больше по размеру и именно она атакует клетки организма. Вирус поражает человека, иммунная система к нему привыкает и побеждает, запоминает вредителя по головке, а через полгода вирус приходит в новом обличии, и наш организм буквально не узнает своего врага в лицо.

Решением этой проблемы могла бы стать перенастройка нашей иммунной системы: вакцина, которая заставляла бы организм распознавать вирус не по головке, а по отростку, который практически не меняется.

И несколько наработок в этой области уже есть. Среди них, например, вакцина «H1ssF_3928». В ходе испытаний на животных она помогла выработать иммунитет к птичьему гриппу, и это несмотря на то, что сама была сделана на основе свиного гриппа. Сейчас эта вакцина проходит первый этап тестов на людях.

Значит ли это, что победа близка? Нет. В мире существует четыре типа гриппа — A, B, C и D. С двумя последними люди практически не ведут борьбу. Тип D встречается в основном у крупного рогатого скота, людям он не передается. Тип C вызывает легкие респираторные инфекции, «не представляющие проблемы для общественного здоровья». Что же касается первых двух типов, то разрабатываемая сейчас универсальная вакцина действует на самом деле только на вирусы гриппа B. Для самого же опасного — типа А — универсальной вакцины пока нет.

Кирилл Сарханянц, Николай Зубов

Вся лента