Таксистам заглянут в паспорт

Московские власти обязывают агрегаторы поделиться информацией о водителях

Агрегаторы заказов такси намерены «детально изучить на предмет соответствия федеральному законодательству» директиву московских властей, обязывающую их передавать ряд сведений о водителях, включая ФИО, госзнак автомобиля, данные о страховке, медосмотре и т. д. «Агрегатор интернет-заказов не всегда занимается контролем за тем, сколько водитель работал, действует ли его водительское удостоверение, не находится ли он в розыске»,— объясняют решение в мэрии. Передавать персональные данные водителя, напоминают опрошенные “Ъ” юристы, можно только с его согласия. Участники рынка также опасаются, что сбор информации может привести к «дополнительным расходам», которые отразятся на тарифах.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Согласно опубликованному приказу дептранса Москвы, диспетчерские службы заказа такси, таксомоторные компании и агрегаторы заказов будут обязаны передавать в региональную навигационно-информационную систему (РНИС) Москвы следующую информацию о таксистах: ФИО, номер водительского удостоверения и данные страхового полиса, место трудоустройства, сведения о наличии техосмотра на автомобиль, стаже вождения, разрешении на осуществление деятельности, прохождении медосмотра. Подключать компании к РНИС будет ЦОДД, соглашения о передаче данных должны быть заключены до 31 октября.

Отметим, агрегаторы и таксопарки уже делятся данными с московскими властями с января 2017 года, когда соответствующее постановление обязывало их передавать информацию о треках движения такси и разрешении на работу водителя. Новый перечень введен в соответствии с решением Антитеррористической комиссии Москвы от 31 августа 2020 года. Этот орган, напомним, в 2017 году разрешил перемещать на штрафстоянки автомобили, припаркованные без госномеров (“Ъ” рассказывал об этом).

Ежедневно такси перевозят больше 900 тыс. пассажиров, перевозками заняты около 1 тыс. юрлиц и 12 тыс. ИП, рассказали в дептрансе Москвы.

«Нам важно понимать, кто находится за рулем конкретного автомобиля в конкретный момент, который везет пассажира,— объяснили приказ в ведомстве.— Агрегатор интернет-заказов не всегда занимается в должной мере контролем за тем, сколько водитель работал, действует ли у него водительское удостоверение, есть ли страховка, защищающая пассажира, не находится ли водитель в розыске правоохранительными органами, не поддельные ли у него документы. Все это влияет на рост аварий с автомобилями такси, и мы не можем допустить его и в дальнейшем. Это позволит создать цифровой профиль водителя».

Такую систему контроля вице-мэр Максим Ликсутов анонсировал еще в 2019 году, заявив, что будет создан программный «шлюз» между таксистом и агрегатором для блокирования поступления заказов к водителям-нарушителям (например, если тот работает с превышением графика, часто нарушает ПДД). Замглавы дептранса Дмитрий Пронин ранее обещал, что систему запустят в декабре 2020 года. ЦОДД вложит в нее 29 млн руб. (идут конкурсные процедуры): власти намерены наблюдать в режиме онлайн таксистов, паркующихся под запрещающими знаками, места скопления таксомоторов во внерабочее время, а также иметь возможность выявить водителей, которые данные в РНИС не передают.

«Переход на цифровой учет легальных перевозчиков — значительная мера обеспечения безопасности,— говорит эксперт по такси, правозащитник Елена Гращенкова.— Но так как бизнес агрегаторов напрямую зависит от постоянного увеличения поездок (в том числе за счет нелегальных водителей), есть опасение, что с их стороны будут предприниматься попытки обойти новую систему».

Сервис «Максим» уже передает в РНИС госномера автомобилей такси, номера выданных разрешений на деятельность такси, треки поездок, рассказал представитель компании. «Новый приказ расширяет перечень запрашиваемой информации, требуется передача большого объема персональных данных водителей,— заявили в компании.— Юристы изучают возможность его исполнения. По действующему законодательству у агрегаторов нет полномочий собирать, хранить и передавать другим системам персональные данные контрагентов». Обработка новых массивов информации потребует дополнительных затрат, что приведет в конечном итоге к росту цен для пассажиров, предупредили в «Максиме»: «По сути, на коммерческие организации перекладываются государственные функции». Сервис «Везет» сотрудничает с властями ряда городов, в том числе Москвы, но передавать ряд данных из приказа не готов, поскольку их во многих случаях просто невозможно собрать, рассказал представитель компании. В «Яндекс.Такси» “Ъ” заявили, что готовы комментировать документ лишь после «детального изучения на предмет соответствия федеральному законодательству».

По закону «О персональных данных» любая информация, «относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу», является персональными данными, обращает внимание управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин.


«Если ранее в РНИС передавалась обезличенная информация об автомобилях и интересы водителей как физических лиц не затрагивались, то теперь передача данных касается непосредственно их законных интересов,— поясняет он.— Собирая и передавая сведения о водителях, перевозчики осуществляют обработку их персональных данных, которая не разрешена, если отсутствует конкретное согласие лица на это». Дача согласия на обработку сведений о себе — дело добровольное, обращает внимание господин Редин, но из приказа следует, что таксист, не разрешивший передавать данные, не будет допущен к работе. «Документ не оставляет выбора перевозчикам и их сотрудникам, вынуждая предоставлять личные сведения,— говорит юрист.— Законность такого нововведения размыта. Требования значительно осложнят деятельность операторов и создадут больше сложностей для компаний с обширным таксопарком, где не всегда есть возможность отследить, кто является водителем конкретного транспортного средства и когда именно он сел за руль».

Ведущий юрисконсульт «КСК групп» Ирина Михеева напоминает, что передача персональных данных граждан без их согласия чревата ответственностью «вплоть до уголовной». В случае если согласие дано, необходимо защитить каналы передачи, отмечает она, чтобы «были весомые гарантии, что такая информация не попадет в недобросовестные руки». «Ни для кого не секрет, что сведения быстро сливаются мошенникам и всевозможным колл-центрам»,— добавили в сервисе «Везет».

«Данные о пассажирах и их поездках никуда не будут передаваться, они останутся обезличенными»,— заявили в среду в дептрансе Москвы.

Иван Буранов, Дмитрий Шестоперов

Вся лента