Кавминводы и Кубань свяжут дорогой

Проработают вопрос прокладки трассы из Карачаево-Черкесии в Краснодарский край

Вице-премьер Юрий Трутнев поручил проработать вопрос прокладки дороги из Кавминвод на курорты Кубани. Ранее Росавтодор рассматривал два варианта будущей трассы от Кавминвод на побережье: по маршрутам Кисловодск — Адлер и Черкесск — Адлер. Предполагается, что новая дорога сократит действующий путь вдвое. Экологи считают, что реализация этих планов нанесет существенный вред заповедникам.

Из Кавминвод Черного моря пока не видать

Фото: Екатерина Аболмасова, Коммерсантъ

Вице-премьер Юрий Трутнев, также курирующий Северный Кавказ, поручил Минприроды, Минтрансу и Минэкономразвития России проработать возможность прокладки трассы, которая соединит города Кавказских Минеральных Вод и курорты Краснодарского края. «Совместно с правительством Ставропольского края внесите предложения, обеспечивающие возможность строительства участка автомобильной дороги, соединяющей города-курорты региона Кавказских Минеральных Вод и курорты Краснодарского края»,— говорится в перечне поручений по итогам рабочей поездки господина Трутнева в субъекты СКФО.

Идея прокладки дороги между курортами Кавминвод и черноморским побережьем рассматривалась еще в середине прошлого века. Проект автомобильной дороги Черкесск — Адлер на перегоне станица Преградная — поселок Красная Поляна был разработан в 1961 году. Однако тогда прокладывать дорогу через заповедник не стали. Вновь о создании трассы вспомнил губернатор Ставрополья Александр Черногоров в начале 2000-х. Тогда же появилось несколько вариантов прокладки дороги, которые в той или иной мере затрагивали территорию Кавказского биосферного заповедника и Сочинского нацпарка, но все они были забракованы Росприроднадзором.

В сентябре 2018 года ставропольский губернатор Владимир Владимиров сообщил, что проект автотрассы Сочи — Кисловодск уже прошел необходимые согласования с ФСБ и Минобороны России, остался лишь вопрос по «11-километровому участку биосферного заповедника», в связи с чем «необходимо будет внесение изменений в законодательство». «Мы очень плотно над этим работаем»,— добавил тогда губернатор.

Росавтодор также рассматривал два варианта будущей трассы от Кавминвод на побережье: по маршрутам Кисловодск — Адлер и Черкесск — Адлер. По данным с официального сайта главы и правительства Карачаево-Черкесии, действующий маршрут из Кисловодска в Сочи составляет около 700 км. Предполагается, что новая дорога с тоннелями сократит путь вдвое.

Директор регионального отделения WWF «Российский Кавказ» Валерий Шмунк отмечает, что вариант прокладки дороги мимо заповедников — через Дагомыс — был бы наименьшим злом. «А что касается короткого пути — через заповедник, это самый худший вариант, который можно представить. Уже сам процесс прокладки — это серьезное вмешательство в экосистему. Будет вырублен лес, территория замусорится. Ведь дорога — это всегда доступность для большого количества людей, которые все вокруг замусоривают»,— сказал эколог. Он добавил, что из-за распространения чужеродных растений и насекомых во время строительных работ биоразнообразию заповедника будет нанесен существенный ущерб и со временем он перестанет выполнять роль сохранения видов и превратится в обычную лесопарковую зону. Если дорогу все же решат прокладывать через заповедник, то экологи не исключают обращение в ЮНЕСКО, поскольку он входит в число объектов наследия этой организации.

Елена Рыжкова, Краснодар

Вся лента