АвтоВАЗ сократит неделю

Концерн может перейти на четырехдневку на полгода

АвтоВАЗ на фоне негативных прогнозов развития ситуации на рынке вновь задумался о переходе на неполную рабочую неделю. Четырехдневный режим может быть введен с 1 января на полгода. Сокращение затронет производство лидирующих моделей Lada Granta и Vesta. Однако сейчас АвтоВАЗ не просто работает полную рабочую неделю, но и ввел субботние смены. В последние месяцы спрос на рынке восстанавливался, кроме того, завод единственный в легковом сегменте получил госзаказ. Но закупки государства смещены в том числе с 2021 года, что может создавать неопределенность и даже перестраховки в ожиданиях завода.

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

АвтоВАЗ объявил, что планирует ввести неполную четырехдневную рабочую неделю с 1 января 2021 года на срок до шести месяцев. В концерне объясняют решение негативными прогнозами развития российского авторынка.

Сокращение не затронет линию В0, а также сотрудников производств с непрерывным циклом, разработки новых проектов и поддержание жизнедеятельности завода. На линии В0 мощностью 280 тыс. машин в год выпускаются автомобили семейства Lada XRAY, Lada Largus, а также Renault Logan и Sandero. Также там производятся окрашенные кузова для завода Renault в алжирском Оране. В начале года на этой линии вводились лишь несколько дней простоя на фоне низкого спроса. Таким образом, речь идет о переходе на четырехдневку производства лидирующих на рынке моделей Lada Granta и Vesta.

В АвтоВАЗе обращают внимание, что это решение — превентивная мера для сохранения коллектива и рабочих мест.

Там выразили надежду, что спрос на рынке в 2021 году будет восстанавливаться и что автоконцерн сможет сохранить график полной рабочей недели для всех сотрудников.

В конце апреля АвтоВАЗ уже сообщал о планах работать в режиме четырехдневной рабочей недели с 29 июня по 27 декабря с оплатой труда пропорционально отработанному времени. На тот момент завод только вышел из двухнедельного простоя из-за ограничений на фоне коронавируса. Но уже в июне переход на сокращенную рабочую неделю был сначала отложен — до 31 августа, а затем в середине августа вообще отменен: завод получил заказы госзакупок, выросли корпоративные продажи, да и спрос на авторынке в целом начал восстанавливаться.

В результате сейчас на АвтоВАЗе не только действует полная рабочая неделя, но и введены рабочие субботы — в частности, для исполнения антикризисного госзаказа на автомобили, который представляет собой сдвинутые на более ранний срок поставки 2021–2022 годов. Однако это означает, что в следующем году госзаказа должно быть меньше. Кроме того, стартовое финансирование господдержки спроса — в частности, льготного автокредитования, основная доля которого традиционно приходится на машины Lada,— в бюджете на 2021 год пока примерно вдвое ниже итоговых объемов 2020 года.

В предыдущий кризис 2015–2016 годов АвтоВАЗ также использовал опцию введения сокращенной рабочей недели «для сохранения коллектива». Тогда в профсоюзе концерна отмечали, что полгода — минимальный срок, на который может объявляться неполная рабочая неделя. Объявить же о ней по Трудовому кодексу необходимо не позже чем за два месяца.

Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что после кризисов 2008–2009 годов и 2014–2015 годов автопроизводители стараются аккуратнее планировать производство: лучше выпустить меньше, чем ставить машины на склад. Нынешний дефицит автомобилей у дилеров в том числе иллюстрирует эту тактику, добавляет он.

На данный момент спрос на автомобили подстегивается динамикой курса рубля и господдержкой (20–60% всех автокредитов приходится на льготные), говорит господин Удалов. Но валютный скачок перетянул на этот год спрос с будущих периодов: до начала пандемии все ожидали снижения продаж. Кроме того, уточняет эксперт, господдержка и объем госзакупок также на фоне кризиса оказались выше запланированных, что создает дополнительную неопределенность по ее объемам в следующем году. С учетом ограничений трудового законодательства оперативно отменить укороченную рабочую неделю гораздо легче, чем быстро ввести.

Решение не затрагивать линию B0 во многом объясняется ее участием в производстве моделей Renault. При этом Lada Largus, добавляет господин Удалов, стабильно пользуется спросом, а выпуск XRAY не так уж велик, его проще регулировать.

Ольга Никитина

Вся лента