Японский бог

Умер Кэндзо Такада

Знаменитый модельер Кэндзо Такада, создатель марки Kenzo, скончался 4 октября в Американском госпитале в Нёйи-сюр-Сен. В прошлом году Франция и Япония праздновали его 80-летие, поражаясь энергии и молодости «самого парижского из японских дизайнеров». Он не перенес осложнений, вызванных COVID-19.

Дизайнер Кэндзо Такада

Фото: AFP

В 2019 году о Кэндзо Такада вспомнили все. Не то чтобы его забыли — в конце концов, его имя большими буквами красовалось на главных парижских улицах. Другое дело, что с 1993-го, когда его марку купил холдинг LVMH, она ему больше не принадлежала. Такада больше не был Kenzo.

Потеряв имя, он не утратил лица. Прощание с делом жизни нисколько ему не мешало наслаждаться любимым Парижем, куда он переехал много лет назад без денег, друзей, известности и всего необходимого для преуспевания в Европе. Кроме разве что французского — он учил его на родине и от смешного акцента не избавился до самых последних дней.

В 1964 году он сел на пароход в Иокогаме и сошел на берег в Марселе.

«Когда я уезжал из Японии, я думал, что останусь во Франции всего месяцев шесть. Я счастлив, что это путешествие не закончилось более чем через пятьдесят лет!» — говорил Кэндзо Такада интервьюерам.

В Париже он стал по-настоящему знаменитым, здесь нашел и потерял свою любовь: его друг и партнер Ксавье де Кастелла умер в 1990-м от СПИДа.

Начиная со своих первых магазинов Jungle JAP, названных не без привета аборигенам и изрядной доли самоиронии, он поражал Париж не только веселой пестротой и точностью кроя своих моделей. Он удивлял свободой от условностей, которая не раз стоила ему ссор со всемогущим Синдикатом высокой моды. Свои дефиле он устраивал в самых неожиданных местах: на арене Зимнего цирка, в зале Биржи, на площади перед Центром Помпиду или на Новом мосту. Все у него учились превращать чинные модные показы в космические спектакли.

В 1999 году он покинул ставший чужим Kenzo и занялся промышленным дизайном. Новый именной бренд вполне мог бы появиться, но мастер решил не возвращаться в моду. Наступали новые времена, и даже тот адский ритм, на который он жаловался в период руководства маркой, ускорился во много раз. Он повторял, что мода теперь дело молодых людей с железными нервами и телами, готовых работать на износ. Кэндзо сотрудничал иногда с большими марками без больших амбиций вроде H&M и La Redoute или выпускал свои вещи под придуманными и незапоминающимися псевдонимами, но по-настоящему увлекся мебелью и предметами интерьера. Поработав над разными проектами с Coca-Cola, Baccarat, Roche Bobois, он основал свою декораторскую компанию K3, удачно выступившую на прошлом парижском дизайнерском салоне Maison & Objet.

Переживал ли он, оставшись без Kenzo? Иногда он говорил, что ему странно видеть моду, которую делает его бывшая марка.

Но странно не значит болезненно или страшно. В итоге он смирился и полюбил. Во всяком случае, его молодые наследники как медаль носили и хвастались мне однажды сказанным им скупым «I like».

Десять лет назад, продав дом с садом на Бастилии и художественную коллекцию, он переселился на улицу Севр вблизи отеля «Лютеция», куда каждое утро до тех пор, пока в марте отель не закрыли из-за вируса, ходил заниматься йогой, и магазина Bon Marche, где он мог рассматривать все, что носит его имя. В прошлом году он взялся за страшно увлекший его театральный проект. Кэндзо успел поработать с Токийской оперой, сделав костюмы для новой «Мадам Баттерфляй». Это его последнее дефиле мы сможем еще увидеть, он оставил его нам на память.

Алексей Тарханов, Париж

Фотогалерея

Дизайнер класса «люкс»

Смотреть

Вся лента