«Появляется очень мощная экосистема»

Эксперт — о сделке по покупке Тинькофф-банка «Яндексом»

«Яндекс» договорился о покупке Тинькофф-банка. Об этом сообщила TCS Group, в которую входит кредитная организация. По официальным данным, сумма сделки доходит до $5,5 млрд. «Яндекс» сообщил, что ведет переговоры о покупке 100% акций. В июне прошлого года сам Олег Тиньков предлагал подумать об объединении компаний главе «Яндекса» Аркадию Воложу. Как говорил бизнесмен, в таком случае «Сбербанку мало не покажется». Что обозначает эта сделка для рынка? Этот вопрос ведущий “Ъ FM” Юрий Абросимов обсудил с гендиректором аналитического агентства «БизнесДром» Павлом Самиевым.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

— Можно ли говорить о том, что у нас появится второй Сбербанк, но уже теперь частный?

— Однозначно это сделка года, если не произойдет еще что-то более масштабное. Это означает, что появляется очень мощная экосистема, прежде всего, потому что мы все-таки говорим сейчас в терминах скорее не банков и их конкуренции, а именно такой мощной финансово-сервисной конструкции, в которой будет очень много различных сервисов, финансовых и нефинансовых продуктов. И, конечно же, она составит очень серьезную конкуренцию и Сбербанку, и другим крупным игрокам и экосистемам. Поэтому эта сделка значима и важна в масштабах различных рынков, не только банковского.

— Можно ли банковский бизнес Тинькова сравнить по объему со Сбербанком? И как от этого выиграет именно «Яндекс»?

— По масштабам это, конечно же, гораздо меньший бизнес, но, с другой стороны, если говорим об отдельных сегментах, в частности, в рознице, в ряде других финансовых сервисов все-таки эта конкуренция, безусловно, есть, хотя по масштабам все-таки она уступает.

Эта сделка позволит усилиться, потому что есть другие сервисы в рамках группы «Яндекс», которые тоже будут интегрироваться вместе с финансовыми сервисами Тинькофф-банка, и, соответственно, получится очень мощный игрок.

Тут вопрос скорее в сравнении комплекса этих сервисов именно в рамках экосистемы.

— Почему Тиньков в принципе пошел на продажу бизнеса? Не связано ли это с его здоровьем?

— Это, конечно, тоже один из факторов, хотя в целом он всегда и говорил, что одна из задач — рано или поздно продать бизнес, который он создавал. Причем бизнес должен быть продан дорого, потому что здесь вопрос развития бренда, качества сервисов, инфраструктуры. Компания должна быть передовой, стоять в авангарде, в тех нишах, в которых он работает, и тогда он должен продаваться с большим мультипликатором. Но в последние несколько лет были не очень удачные моменты для продажи, в том числе потому что и стоимость банковского бизнеса и смежных сервисов была, наверное, не на максимальном уровне. Сейчас тоже, может быть, не самый лучший момент, но все-таки он хороший, удачный. Я думаю, что планы продаться дорого в любом случае были. Это и произошло.

— С учетом специфики рынка как может выглядеть процесс покупки?

— Это вопрос скорее не рынка, а договоренности сторон. Я думаю, что здесь оба варианта возможны – и покупка деньгами, и обмен акциями. Но это внутренние моменты переговоров сторон, которые не связаны с тем, что происходит на рынке.

Эта сделка достаточно сложная, но я думаю, что уже в первом квартале следующего года в целом она может быть завершена.

Другой вопрос, что есть определенные действия, которые будут уже после сделки происходить, и, соответственно, это может растянуться.

Вся лента