«Делимобиль» проверит водителей на трезвость

Как отнеслись к новой системе контроля пользователи и другие сервисы

Водителей каршеринга проверят на трезвость и усталость. «Делимобиль» объявил о начале эксперимента с новой системой контроля. Перед началом поездки пользователю придется решить несколько тестов на время, иначе двигатель не заведется. Как это будет работать? И что говорят о нововведении пользователи? Расскажет Иван Якунин.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Проверять водителей на трезвость будут только ночью, если машину забронировали с 23.00 до 5.00. Эксперимент пройдет во всех городах, где присутствует сервис, кроме Москвы. Суть в следующем: когда водитель садится за руль, телефон предложит ему пройти некий тест на логику. Их разрабатывали с учетом рекомендаций полиции и наркологов, рассказал директор по продукту «Делимобиль» Дмитрий Рязанов:

«Основная цель данного теста — ограничить доступ к управлению автомобилем для нетрезвых водителей. Это поможет сохранить жизнь и здоровье не только им, но и другим участникам дорожного движения. Перед началом поездки в некоторых случаях пользователям сервиса предлагается пройти короткий интерактивный тест на время: расставить геометрические фигуры или цифры в определенном порядке. При разработке методики тестирования мы консультировались с наркологами и психиатрами, а исследование проводилось на реальных фокус-группах. В нашей отрасли вопрос безопасности является основополагающим, и мы будем продолжать искать и разрабатывать алгоритмы, которые в будущем сделают наш сервис самым надежным и безопасным транспортным решением в мире».

Инициативу сервиса можно понять. Владимир Путин подписал программу, согласно которой смертность на дорогах к 2030 году должна равняться нулю — и это, возможно, еще один шаг на пути к этой цели. Но пользователям нововведение вряд ли понравится, говорит создатель сообщества «Подслушано Каршеринг» Александр Абрамов: «Очень часто каршеринги бьются, и в большиснвте случаев это связано не с усталостью, а с тем, что люди халатно относятся к чужому имуществу. Проходить тест все-таки будет проблематично и немножко напряженно.

Реально уставший человек просто плюнет и воспользуется другим сервисом».

“Ъ FM” решил спросить у других каршерингов, планируют ли они перенимать опыт коллег. В BelkaCar и «Яндекс.Драйве» от комментариев отказались. А сооснователь компании YouDrive Борис Голиков идею поддержал: «По поводу тестирования водителей на алкогольное опьянение разговоров ходит очень много. В первую очередь, конечно, предлагается поставить алкозамки. Но нам кажется, что это не очень эффективно. Идея “Делимобиля” интересная. Посмотрим, как это будет реализовано. Возможно, нам придется делать что-то подобное. Но в целом мы достаточно внимательно следим сейчас за теми людьми, которые у нас регистрируются. Проверка очень серьезная. Мы запрашиваем периодически фотографии клиентов и все время обновляем базу. В целом у нас нет катастрофической ситуации с количеством ДТП».

Тогда возникает проблема: тесты призваны выявить, трезв ли водитель, но некоторые пользователи могут оказаться настолько талантливыми, что выполнят задания даже после пары бокалов вина. Алкозамки, например, будут гораздо более надежным способом проверки. Если система после выдоха обнаружит признаки опьянения, машина просто не заведется. Почему нельзя поставить их? Такой вариант тоже не панацея, рассуждает член общественного совета при Минтрансе Наталья Агре: «Наши западные коллеги устанавливают алкозамки в обязательном порядке для тех водителей, которые уже попадались на нетрезвом вождении.

Есть проверенные способы, как их обойти.

Люди могут завести автомобиль вместо самого водителя или набирать воздух в воздушный шарик, чтобы потом выдуть воздух. У нас народ очень изобретательный».

По этой же логике и новые викторины гипотетически можно будет обмануть. Но в этом, возможно, нет необходимости: в компании отметили, что если водитель не справится с заданиями, ему предложат пройти другую проверку: нужно будет сделать селфи. По каким критериям будут оценивать снимок, неизвестно. И как завалить такой экзамен, тоже представить трудно.

Каким образом можно снизить смертность в авариях

Смотреть

В компании «Делимобиль» сообщили, что если эксперимент в регионах признают удачным, практику проверки водителей по ночам внедрят и в Москве.

Вся лента