В отпуск на Север

В Когалым приехала редкая выставка Русского музея — это всего лишь один из недавних социальных проектов компании «ЛУКОЙЛ» в Западной Сибири. О том, как Когалым завоевывает титул «Культурная столица Сибири»,— в материале «Огонька».

Традиции меценатства сегодня в России продолжает Вагит Алекперов, глава ЛУКОЙЛа

Фото: Предоставлено Русским музеем

Елена Глебова

Около 50 ценных полотен из коллекции Русского музея преодолели расстояние в 3,5 тысячи километров и прибыли в город Когалым: здесь открылся самый северный Культурно-выставочный центр знаменитого национального музея. Картины Карла Брюллова, Петра Басина, Алексея Венецианова, Василия Тропинина и других мастеров живописи — часть коллекции крупного мецената, успешного нефтяника и члена Академии художеств Василия Кокорева, жившего в XIX веке. Благодаря поддержке компании «ЛУКОЙЛ» теперь с выставкой могут ознакомиться жители и гости Западной Сибири.

— Очень символично, что в нашем городе выставка открылась именно с работ, собранных Василием Кокоревым,— рассказывает «Огоньку» заведующая Культурно-выставочным центром Русского музея в Когалыме Елена Бакирова,— потому что Василий Александрович прекрасно сочетал в себе предпринимательское чутье, реализуя передовые для своего времени идеи в нефтедобыче, с тонким вкусом в искусстве. И очень важно, чтобы мы имели возможность рассказывать о таком замечательном человеке, который очень любил Россию и заботился как о ее материальном, так и духовном процветании.

Из Санкт-Петербурга в Когалым картины прибыли за несколько дней до начала выставки. В аэропорту ящики с полотнами бережно погрузили на специально оборудованные машины с плавающей подвеской, которая защищает от дополнительных вибраций, привезли в здание центра и оставили в покое: оказывается, картинам, как и людям, тоже нужно отдохнуть с дороги.

Директор Русского музея Владимир Гусев отметил важность культурных связей Санкт-Петербурга и Когалыма

Фото: Предоставлено Русским музеем

— Распаковывать музейные полотна можно только на следующий день в присутствии куратора музея,— поясняет Елена Бакирова.— Он тщательно сверяет паспорт каждой картины, где отмечены все изъяны поверхности, с полотном — после экспозиции не должно появиться новых. И лишь потом можно приступать к размещению полотен.

Надо сказать, что само здание к приезду картин из Северной столицы тоже пришлось переделать. Чтобы смонтировать дополнительную итальянскую систему вентиляции, которая позволяет поддерживать постоянную температуру и влажность, строители опустили потолки. Эта деталь, как отмечают посетители, вместе с диванчиками «под старину» создала ощущение камерности и домашнего уюта. Кажется, что ты действительно находишься в гостиной, куда вот-вот войдет сам обладатель коллекции — меценат Василий Кокорев.

Вселенная Кокорева

Портрет Василия Кокорева кисти К.К. фон Штейбена

Фото: Русский музей

Василий Александрович Кокорев — личность удивительная. Один из богатейших русских купцов, промышленник, нефтяник и меценат, он был одним из образованнейших людей своего времени. Кокорев построил нефтеперерабатывающий завод в Баку и первым в мире начал производить керосин, который тогда называли фотонафтилем. Мало кто знает, что к устройству дела Кокорев привлек молодого химика Дмитрия Менделеева, по предложению которого впервые применили непрерывную круглосуточную перегонку нефти, нефтеналивную морскую перевозку и прокладку нефтепроводов к берегу моря. При этом на руководящие должности и вакансии инженеров Кокорев приглашал исключительно русских специалистов, выращивая из них профессионалов мирового уровня. В итоге благодаря усилиям Кокорева Россия к концу XIX века давала 51 процент всей мировой нефтедобычи! Развитие нефтяного промысла привело к тому, что Кокорев занялся строительством железных дорог, развитием речного пароходства, а также строительством первого в России беспроволочного телеграфа.

— Как и многие богатые люди того времени, он осознавал, что полученную прибыль нельзя использовать лишь для собственного обогащения, и быстро стал одним из самых известных благотворителей и меценатов,— рассказывает Елена Бакирова.— Он начал поддерживать молодых русских художников, строил для них галереи, покупал картины и делал их доступными для простых людей.

В. Тропинин. «Гитарист»

Фото: Русский музей

Его коллекция была довольно большой по тому времени и содержала свыше 500 картин Брюллова, Айвазовского, Боровиковского, Кипренского и других художников. Говорят, что сначала художники приглашали в галереи Кокорева, а уже затем Третьякова. Зачем это нужно было богатейшему купцу первой гильдии? Кокорев любил искусство и любил свою страну, называя Россию целой вселенной, где на одном крае никогда не сходят снега, а на другом — зреет виноград. А искусство он осознавал преображающим началом, которое должно было помогать человеку совершенствоваться.

Традиции меценатства сегодня в России продолжает Вагит Алекперов, глава ЛУКОЙЛа. При поддержке компании и благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» реализуются программы по сохранению культурного наследия, оказывая помощь музейным и издательским проектам, творческим коллективам, религиозным учреждениям.

«Я распишу небо!»

М. Воробьев. «Закат солнца в окрестностях Петербурга»

Фото: Русский музей

На выставке в Когалыме представлено много редких работ, которые нельзя увидеть в других местах. Видели ли вы когда-нибудь трехголового Иеронима кисти Карла Брюллова? Эта необычная работа, что не удивительно, сразу привлекает внимание посетителей.

— На самом деле в ней нет ничего мистического, как кажется многим,— поясняет Елена Бакирова.— Художник часто в порыве вдохновения брал первый попавшийся холст и писал поверх того, что было на нем. Так на эскизе, изображавшем святого Иеронима, появилось два изображения композитора Глинки.

На выставке в Когалыме можно увидеть «Девушку на сеннике» А. Венецианова

Фото: Русский музей

Кокорев вообще выделял Брюллова из остальных художников особым образом, поэтому его работ в собрании мецената больше всего. В свое время Брюллов получил заказ на роспись Исаакиевского собора. Он был так вдохновлен предстоящей работой, что воскликнул: «Я распишу небо!» К сожалению, расписать собор ему не удалось, зато остались уникальные эскизы и зарисовки. Посмотреть на них в Когалым наверняка поедут люди из других регионов. В таком культурном обмене и общении — главный смысл Культурно-выставочного центра.

Об этом на открытии центра говорил директор Русского музея Владимир Гусев: «Это способствует преодолению разобщенности между музеями столиц, больших и малых городов и поможет людям приобщиться к культурным ценностям Русского музея, обладающего крупнейшим в мире собранием национального искусства».

Стоит отметить, что открытие Культурно-выставочного центра — лишь первая страница в истории взаимоотношений Когалыма и Русского музея. В ближайшем будущем ЛУКОЙЛ планирует построить отдельное помещение для открытия полноценного филиала Русского музея. Сейчас специалисты подыскивают архитектурно-проектные решения с учетом технических условий и параметров здания.

Научить учиться

Когалым-культурная столица Сибири

Фото: Владимир Зинин / ТАСС

Вообще, Когалым — небольшой моногород. Его название переводится с хантыйского как «топь», «болото». Об этом хорошо помнили первопроходцы, которые приехали осваивать целину в 70-е годы прошлого века, и их от ледяной тайги отделяли лишь стенки брезентовых палаток. В начале ХХI века на этом месте расположился молодой, динамично развивающийся город, куда ехали со всей страны поработать в нефтянке,— здесь располагаются основные в Западной Сибири производственные мощности компании «ЛУКОЙЛ». А вот сегодня помимо специалистов, занятых в нефтегазовой отрасли, в Когалым едут туристы, количество которых только растет: если в 2018-м сюда приехали 60 тысяч гостей, то в 2019-м — уже более 80 тысяч. И если недавно главным местом «паломничества» был уникальный для Югры спортивно-культурный комплекс «Галактика», с тропическим лесом под крышей, океанариумом, аквапарком, теплым бассейном с искусственной волной, то сегодня сюда едут в поисках духовной культуры и искусства. В городе помимо Культурно-выставочного центра Русского музея построены храм Святой Мученицы Татианы, где хранится ковчег с частицей мощей святой, и первый за пределами Москвы филиал Малого театра, репертуар которого идентичен репертуару столичной сцены.

— Вы знаете, что иногда к нам на спектакли приезжают москвичи, которые не могут попасть на спектакль в столице? — рассказывает жительница Когалыма Наталья.— Это, конечно, создает в городе совсем другую атмосферу открытости, причастности к более широкому культурному пространству.

Первый заместитель министра культуры Сергей Обрывалин на открытии выставки в Когалыме

Фото: Предоставлено Русским музеем

Культурные объекты, как названы театры и музеи на языке документов, действительно преображают городские пространства. Не так давно на эту тему ЮНЕСКО опубликовала красноречивый глобальный отчет о роли культуры в устойчивом городском развитии. Почему-то именно возможность быть причастным к чему-то большему, чем профессиональная реализация, делает людей счастливыми, а значит, более стабильным и успешным город, в котором они живут.

Интересно, что одной из важных составляющих культурного развития города эксперты называют наличие университета, желательно с вековой историей. Но история сама по себе — не самое главное, главное — облагороженное пространство вокруг. Важно наличие в городе комфортабельного студенческого городка, куда хочется возвращаться. Учебные залы, библиотеки, спортивные залы, места для отдыха и прогулок — это та часть городского пространства, отданная молодежи, которая работает на будущее. Развитию этого направления уделяют много внимания во всем мире. Ведь из года в год в вузы поступают все больше студентов из других регионов и других стран — тенденцию не смогла остановить даже пандемия. Россия в этом смысле мало чем отличается от остального мира: благодаря ЕГЭ с каждым годом все больше талантливых ребят со всей страны поступают в топовые вузы. В этом году, например, в Москве 65 процентов студентов-бюджетников — иногородние. А в Санкт-Петербурге их уже 70 процентов. Но это столицы. А что же регионы?

Самые значимые объекты, построенные и планируемые компанией «ЛУКОЙЛ»

Смотреть

В сентябре в Когалыме министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Наталья Комарова и президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов заложили первый, символический, камень будущего образовательного центра — филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Соответствующее соглашение о его создании подписано между Министерством науки и высшего образования, правительствами Югры и Пермского края, а также ЛУКОЙЛом.

— Филиал в Когалыме будет не просто отдельным зданием для обучения студентов, а целым студенческим городком нового формата,— рассказывает «Огоньку» начальник отдела подбора персонала ООО «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь» Олег Фролов.— Он появится недалеко от культурно-развлекательного центра «Галактика». Здесь разместятся общественно-образовательные и лабораторные корпуса, актовый и конференц-залы, столовая, кафе, музей и библиотека. Кроме того, на территории будут построены спортивные площадки и зоны с арт-объектами, ландшафтный парк.

Открытие филиала в Когалыме запланировано на 2023 год. Уже сделан первый набор будущих нефтяников, которые пока будут учиться в Перми. Ребята начнут осваивать такие направления, как «Прикладная геология», «Технологические машины и оборудование», «Нефтегазовое дело» и «Нефтегазовая техника и технологии» — это, кстати, самая востребованная специальность.

— Мы набрали 25 человек со всей России,–– рассказывает Олег Фролов.— Помимо наших местных ребят из Когалыма есть студенты из Республики Коми, Астрахани, Калининграда и Волгограда.

Ребята признаются, что ехать так далеко из своих городов было немного страшно, но, как только они прибыли на место, заселились в современное общежитие и познакомились с преподавателями, всякие сомнения в правильности выбора исчезли.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков присутствовал при закладке первого камня образовательного центра в Когалыме

Фото: ПАО "ЛУКОЙЛ"

Особенностью и, наверное, главным плюсом обучения в Когалымском филиале Пермского политеха будет его ориентированность на практику. Не секрет, что зачастую то, чему студентов учат в институте на бакалавриате, не полностью охватывает всю специфику отрасли и впоследствии необходима адаптация к производственным процессам.

— Преподавательский состав в Когалым будет приезжать из Перми,— говорит Олег Фролов,— но часть предметов будут вести наши специалисты из «ЛУКОЙЛа — Западная Сибирь», ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», КогалымНИПИнефть в Тюмени. Они смогут как никто лучше поделиться именно практическими навыками непосредственно на производстве, чтобы ребята понимали специфику конкретных вопросов. Ребята будут обретать нужные знания по разработке и добыче нефти и газа, получать практические навыки непосредственно на производстве. Таким образом будет охвачен весь цикл, связанный с нефтедобычей.

Трус не играет в хоккей

Виктории Кузнецовой 14 лет. Она играет в хоккей — единственная девушка в мужской команде «Шершни» города Урая. Она пришла в хоккейный клуб за компанию со своими братьями, да так и осталась играть.

Урай — еще один город, которому страна обязана своими нефтяными богатствами. Его еще называют маленькой моделью большой страны: здесь проживает огромное количество национальностей и этносов. И здесь с одинаковым размахом отмечают православную Пасху и Рождество, мусульманский Навруз и Вороний день у манси. При этом есть вещи, которые традиционно объединяют сразу всех, и спорт — именно такая точка пересечения. Не случайно отдельным событием в городе становится торжественное награждение лауреатов конкурса «Спортивная элита», где традиционно чествуют лучших спортсменов города, а на само мероприятие приезжают почетные гости, в том числе президент Олимпийского совета Югры Эдуард Исаков, президент Международной федерации лыжных марафонов Worldloppet Юха Вильямаа, а также олимпийские чемпионы.

Единственным минусом спортивной инфраструктуры города до сегодняшнего дня было отсутствие крытого спортивного центра с искусственным льдом, поэтому тренироваться можно было только в холодное время года.

— В сентябре в городе открыл двери современный спортивный комплекс «Урай Арена»,— рассказывает начальник управления по физической культуре, спорту и туризму администрации города Урая Вадим Архипов.— На самом деле комплекс очень давно ждали, и важно, что теперь хоккеисты смогут заниматься любимым видом спорта круглый год и не зависеть от капризов погоды.

Новое поле возведено с соблюдением профессионального стандарта для хоккейного поля: 60 на 30 метров. Впервые в Урае его строили по особой технологии, предусматривающей четыре слоя материала, это обеспечивает покрытию прочность и гладкую поверхность. По словам главного инженера строительной организации Андрея Фильченко, профессиональное покрытие ледового поля намораживается специальной системой, поэтому на арене будет настоящий лед, а не искусственный.

Помимо профессиональной подготовки хоккеистов (спортсмены из Югры, кстати, уезжают играть в хоккейные клубы в США) здесь будет работать секция фигурного катания, а также появится возможность массового катания. Но главное, подчеркивают эксперты, чем разнообразнее и современнее социальная инфраструктура города, тем устойчивее развивается сам город.

Вся лента