На главную региона

Шопинг уже не тот

Розничная торговля в Удмуртии показала снижение оборота на 6,3% по сравнению с прошлогодними цифрами

Оборот розничной торговли в Удмуртии в январе-августе 2020 года составил 150 млрд руб., что на 6,3% меньше показателей аналогичного периода прошлого года. Такие данные опубликовал Удмуртстат. По словам экспертов, после снятия ограничений, введенных из-за распространения новой коронавирусной инфекции, началось активное восстановление спроса, по итогам года оборот в некоторых сегментах сможет приблизиться к прошлогодним показателям, однако возвращение в Удмуртии обязательного масочного режима побудило многих временно отложить запланированные покупки из-за ожидания новых ограничений.

Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ  /  купить фото

Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ  /  купить фото

По данным Удмуртстата, оборот розничной торговли с учетом всех источников реализации) составил за восемь месяцев 2020 года в Удмуртии составил 150 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 6,3% меньше, чем в январе-августе 2019 года. Оборот оптовой торговли организаций всех видов деятельности с учетом неформальной деятельности составил 192,6 млрд руб., что в товарной массе на 14,1% меньше, чем в январе-августе 2019 года. Оборот оптовой торговли на 53,5% формировался за счет субъектов малого предпринимательства.

По словам директора ижевского Центра бизнес-аналитики Михаила Алексеева, падение оборота розницы связано с периодом самоизоляции из-за пандемии коронавируса, когда население серьезно сократило свое потребление. «Часть выручки ушла в интернет-магазины, но их обороты по России все-таки выросли незначительно. Обычные розничные магазины в то же время недополучили большой объем выручки. В июле-августе произошло восстановление спроса после отмены ограничительных мероприятий в Удмуртии»,— отметил эксперт.

Господин Алексеев говорит, что в первую очередь рост наблюдался в DIY-сегменте, здесь сыграл эффект отложенного спроса, когда люди после выхода из самоизоляции стали закупать материалы и товары для ремонта и стройки, а также мебель. При этом сейчас он наблюдать вновь некоторое снижение спроса.

«После возвращения в Удмуртии масочного режима с 13 сентября покупатель затаился. Люди стали экономить, не торопятся тратить деньги, отказываются от запланированных покупок и даже расторгают договоры по частично предоплаченным товарам. Они просто не понимают, чего ждать дальше, не последуют ли за масочным режимом возвращение и других ограничений»,— пояснил господин Алексеев.

По его мнению, к концу года розница может приблизиться к прошлогодним оборотам после предновогодних распродаж, сложнее вернуться к этим цифрам будет fashion-сегменту, который потерял больше 30% своего оборота.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал считает, что такое снижение оборота розничной торговли в Удмуртии объясняется структурой бизнес-сообщества: большой процент предприятий относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, а именно они признаны наиболее пострадавшими от пандемии. «У крупных компаний бюджет формируется на месяцы и годы вперед, заключаются большие заказы, которые обеспечены бесперебойным финансированием на год-два вперед. Особенно, если предприятие имеет госконтракт. Также крупные компании формируют финансовую подушку безопасности и резервные фонды, средства из которых направляются на погашение текущих нужд в сложный период работы. Например, на выплату заработных плат и коммунальных услуг, экстренную покупку комплектующих»,— говорит эксперт.

У малого бизнеса такой финансовой амортизации обычно нет, так как денежные объемы формируются на небольшой срок, фирма живет от заказа к заказу, отмечает господин Сигал. Траты на зарплату и аренду не сопоставимы с крупным бизнесом, но и доходы — тоже, поэтому в кризис МСП пострадали больше остальных.

«Стоит понимать, что восстановление оборота розничной и оптовой торговли до конца года произойдет, но по отдельным отраслям. Медленней всего будут приходить к докризисным показателям салоны красоты, досуговые организации, фитнес-центры, предприятия общественного питания, не имевшие возможности работать во время режима самоизоляции»,— полагает эксперт.

Проще всего придется тем компаниям, которые работают напрямую со строительной отраслью, IT-сферой, медициной и занимаются поставками продуктов питания, отмечает господин Сигал.

Михаил Красильников

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...