Чугун застыл в ОЭЗ

«Металит Рус» ищет соинвестора для выпуска автокомпонентов под Липецком

Как стало известно “Ъ-Черноземье“, реализация проекта ООО «Металит Рус» по производству высокоточных деталей из чугуна для автомобилей и высокоскоростных железнодорожных магистралей приостановлена. Компания анонсировала проект стоимостью свыше 3 млрд руб. в 2014 году и должна была построить завод до конца 2016-го, но пока лишь разработала проектную документацию. Причиной стали условия основного кредитора — Сбербанка, порекомендовавшего компании привлечь соинвестора для усиления компетенции и финансовых гарантий. «Металит Рус» уже нашел потенциального зарубежного партнера, но работу с ним приостановили ограничения из-за коронавируса. Эксперты отмечают, что рентабельность в отрасли в последние годы уменьшилась и привлечение соинвестора может затянуться.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

О том, что «Металит Рус» ищет соинвестора для своего проекта в ОЭЗ «Липецк», власти региона сообщили на областном инвестиционном портале. «Решается вопрос финансирования проекта»,— следует из сообщения.

Проект компании по производству отливок из высокопрочного чугуна — высокоточных деталей, в частности автокомпонентов (в том числе тормозных вентилируемых дисков) и элементов конструкций высокоскоростных магистралей РЖД, был одобрен Минэкономразвития (ранее согласовывало проекты в ОЭЗ «Липецк») в марте 2014 года. К строительству завода площадью 75 тыс. кв. м и мощностью 20 тыс. т деталей в год планировалось приступить в третьем квартале 2014 года, ввод в эксплуатацию был запланирован на четвертый квартал 2016-го. Сырье должен был поставлять Новолипецкий меткомбинат, а поставщиками оборудования могли стать компании из Японии, США и Германии. Инвесторы рассчитывали занять до 10% профильного российского рынка, а окупаемость проекта обозначалась на уровне 6,5 года.

Гендиректор ОЭЗ «Липецк» Дмитрий Дударев рассказал “Ъ-Черноземье“, что компания уже подготовила проектную документацию, сейчас она ищет соинвестора: «Они вели переговоры, но начавшиеся весной ограничительные меры затормозили этот процесс». По его словам, один из банков в 2019 году «принял решение о финансировании проекта с определенными условиями»: «Но вопрос, сможет ли компания им последовать». «Они по-прежнему являются нашими резидентами, участок закреплен за ними. Мы рассчитываем, что они смогут решить все проблемы и проект будет реализован», — заверил господин Дударев.

Технический директор «Металита Рус» Максим Потемкин рассказал, что причиной заморозки проекта стала позиция кредитора, на которую в 2020 году наложились ограничения из-за коронавируса: «Ранее мы получили в Фонде развития промышленности кредит. Но основную часть заемных средств должен был составить банковский заем. Сбербанк одобрил нам выделение средств, но с двумя условиями — при усилении финансовых гарантий и компетенций в планируемой сфере работы. Поэтому мы начали поиск соинвестора. Одна из зарубежных компаний выразила желание стать нашим партнером, но из-за коронавируса и закрытия границ ее представители не могут к нам прилететь. Впрочем, мы все еще открыты для сотрудничества: мы не планируем ждать, пока откроют границы и потенциальный партнер решит технические вопросы». В Фонде развития промышленности «Ъ» рассказали, что заем на 400 млн руб., одобренный ФРП в 2015 году, предполагал софинансирование проекта на аналогичную сумму со стороны «Металита Рус»: «Впоследствии компания не подписала договор и не стала получать заем».

По данным Kartoteka.ru, ООО «Металит Рус» зарегистрировано в феврале 2014 года в Липецкой области. Уставный капитал — 357 млн руб. Учредители — гендиректор Геннадий Скулкин (63,79%), подконтрольное ему ООО «База» (14,28%), а также две компании Дианы Скулкиной — ООО «Ника-Фуд» (12,89%) и ООО «Ника» (9,04%). «Металит Рус» в 2018 году задекларировал нулевую выручку и убыток в 3,7 тыс. руб.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), из-за последствий пандемии коронавируса в первой половине 2020 года продажи новых автомобилей в России снизились на 23% к аналогичному периоду прошлого года. АЕБ прогнозирует падение продаж по итогам года на 23,9% (до 1,34 млн автомобилей) к уровню 2019-го даже при отсутствии второй волны пандемии и при продолжении господдержки спроса. Сохраняется неопределенность и с развитием высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). Так, в августе РЖД приступили к проектированию ВСМ Москва — Санкт-Петербург (предполагаемые вложения — 1,7 трлн руб.), но ранее сроки реализации проекта уже переносились. А в марте 2020 года было объявлено об откладывании реализации проекта ВСМ Москва — Казань из-за неподтвержденного необходимого пассажиропотока.

Промышленный эксперт Леонид Хазанов отмечает, что с момента анонсирования проекта «Металита Рус» в 2014 году «ситуация в российской литейной отрасли ухудшилась»: «Было построено всего лишь одно большое предприятие — Таганрогский литейный завод, выпускающий отливки для железных дорог, вагоностроения и жилищно-коммунального хозяйства. Зато обанкротилось немало литейных предприятий». «Фактически литейная индустрия переживает серьезный кризис, хотя для “Металита Рус” он может быть выгоден – на рынок не пришло крупных конкурентов. Однако и рынок автомобильного литья ослабел из-за пробуксовки автопрома: это видно по спаду производства машин, вызванного не только пандемией коронавируса, но и снижением покупательской способности населения,— подчеркивает господин Хазанов.— Степень рентабельности в литейной отрасли тоже уменьшилась, поэтому и новых предприятий в ней не создается. Инвесторы осторожничают по поводу вложения средств в подобные проекты».

Олег Мухин

Вся лента