«Продюсеры долго будут перестраиваться»

Рафаел Минасбекян, гендиректор ГПМ КИТ

Как изменения на рынке кинопроката повлияют на создание кино, “Ъ” рассказал гендиректор ГПМ КИТ (включает кинопроизводственные и дистрибуторские активы «Газпром-медиа») Рафаел Минасбекян.

Фото: пресс-служба "ГПМ КИТ"

— Можно ли сказать, что в связи с пандемией власть от старой кинопрокатной бизнес-модели переходит к новой, стриминговой?

— Власть не переходит, но она начинает делиться. Если раньше традиционный кинопрокат царствовал на рынке монетизации кино, то в последние годы на фоне развития онлайн-платформ эта монополия постепенно сходит на нет, а пандемия существенно ускорила процесс, стала мощным катализатором, и теперь всем точно понятно: онлайн пришел всерьез и навсегда. Думаю, на горизонте трех лет в среднем прокатное окно будет составлять около трех уикендов, мало- и среднебюджетные фильмы будут чаще сразу уходить в онлайн либо выходить с еще меньшими окнами.

— Получается, кинотеатрам придется показывать только большие блокбастеры по несколько месяцев подряд?

— Не думаю, что прокат блокбастеров будет длиться по три месяца. Тогда нам придется предположить, что их будет четыре-пять в году, а это не так. Больших релизов в году может быть и шестнадцать, и больше. В этом смысле я смотрю на будущее кинотеатров оптимистичнее — у них останется достаточно контента. И зритель тоже будет. Онлайн-развлечений становится все больше, тем самым усиливается конкуренция в этом сегменте.

И вот на этом фоне эмоции, которые можно получить в офлайне, станут гораздо ценнее. Поход в кинотеатр для людей, если хотите,— это что-то вроде коллективного сеанса альтернативной реальности. Это еще и офлайн-общение, которое становится все более дефицитным. Телевизоры становятся все больше и качественнее, но они не могут создавать эффект коллективного переживания, который возникает в кинотеатре.

В то же время понятно, что кинотеатры на фоне развития онлайна уже не смогут оставаться прежними.

— Что в них изменится?

— Во-первых, очевидно, некоторые этот кризис просто не переживут, ведь бизнес не очень маржинален и в сегодняшних условиях, для многих это критично.

Во-вторых, кока-колы и попкорна будет недостаточно. Кинотеатрам надо будет искать новые сервисы и дополнительные развлечения, предоставлять еще больший комфорт, чтобы выигрывать конкуренцию с онлайном за зрителя.

— А как кинопроизводители будут реагировать на происходящее?

— Студии будут больше ориентироваться на нового заказчика. Очевидно, что доля в доходах мало- и среднебюджетных фильмов будет смещаться в сторону онлайна, в ближайшей перспективе он будет превышать 50% для большинства таких фильмов. Что касается крупных блокбастеров — думаю, что кинопрокат останется большей частью их кассы. Не думаю, что, например, «Аватар» смог бы иметь выручку больше $3 млрд без доминирующей доли кинопроката, это вряд ли возможно.

На фоне происходящего также понятно, что девелопмент для продюсера существенно усложняется. Есть большое заблуждение, что мы сначала производим, а потом продаем. Нет, все ровно наоборот. Теперь, планируя фильм, необходимо больше ориентироваться на данные о подписчиках тех или иных платформ, что-то донастраивать в проекте уже на начальном этапе исходя из характеристик их аудитории, ее социально-демографического профиля. Она отличается от так называемой киноходящей аудитории.

При этом многие десятилетия успех картины определялся именно бокс-офисом, это был один из основных критериев. Продюсеры довольно долго будут перестраиваться ментально. Многим будет тяжело переубедить себя, что теперь бокс-офис — это не так важно.

Интервью взяла Валерия Лебедева

Сеансы без расписания

Как пандемия изменит распространение кинофильмов

Читать далее

Вся лента