Wheely обратился к британским властям

В чем суть конфликта сервиса премиального такси и Департамента транспорта Москвы

Сервис премиального такси Wheely пожаловался британским властям на притеснения в Москве. Компания отказалась раскрывать данные о передвижении своих автомобилей в период коронавирусных ограничений. Зарегистрированная в Лондоне штаб-квартира Wheely направила в офис уполномоченного по информации в Великобритании жалобу на давление со стороны московских властей. В начале августа суд по требованию Департамента транспорта столицы приостановил работу сервиса на 90 дней. Компания отказалась предоставлять в период пандемии в режиме реального времени данные о геолокации автомобилей в Единую навигационно-информационную систему. Такую информацию согласились передавать, например, «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и Gett.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Wheely настаивает, что это никак не помогает защитить клиентов от коронавируса, зато нарушает их право на защиту персональных данных. Кроме того специалисты указывали на риск утечек. У Wheely были основания для таких опасений, считает технический директор Qrator Labs Артем Гавриченков: «Еще весной публиковалась информация о том, что эти данные в департамент транспорта очень долго передавались в нешифрованном виде по открытым сетям связи. Проблема несанкционированного доступа к таким данным в процессе их передачи не решилась. Передается это все по сетям, в которых установлено множество устройств, которые анализируют трафик. Направление и спектр расхождения таких данных сложно себе представить.

В первую очередь, это все-таки данные о передвижении самой машины такси. Это вообще очень ценная информация о статистике передвижения такси, что, в принципе, является коммерческой тайной.

Понятны опасения, в том числе пассажиров, нежелание предоставлять еще дополнительный кусок информации о себе. И предельно понятно желание премиального такси-сервиса недорогой простой кусочек приватности им обеспечить».

В обращении, которое компания Wheely направила британским властям, указывается, что требование московской мэрии угрожает праву на частую жизнь. Основатель компании Антон Чиркунов заявил, что такое давление можно объяснить недобросовестной конкуренцией.

В свою очередь в Департаменте транспорта 9 сентября сообщили, что предъявляют одинаковые требования ко всем сервисам такси, и Wheely не может быть исключением, передает РБК.

Жалоба в инстанцию в Лондоне никак не отразится на судьбе компании в России, уверен эксперт по международному праву, юрист Александр Хаминский: «Вопросы ограничений в деятельности различных организаций в России в этот период уже рассматривались и Верховным судом, и Конституционным судом, и органами прокуратуры, кстати.

И всеми этими органами были вынесены заключения о том, что действия, направленные на сохранение общественного здоровья, оправданы, конституционны и законны.

В какой мере можно выяснять маршруты передвижения автомобилей и персональные данные водителей и пассажиров, — этот вопрос никто не поднимал ни в судах, ни в иных административных органах. У ООО “Вили” есть так называемая “бабушка”, есть учредитель Wheely LTD, зарегистрированный в Великобритании, вправе обратиться к своему уполномоченному по вопросам информации. Офис английского уполномоченного по информации — что-то, похожее на наш Роскомнадзор. Не вижу полномочий данного английского органа и административного дела ООО “Вили”, которое рассматривалось в Мещанском суде».

На каких условиях Wheely и такси бизнес-класса смогли возобновить работу

Смотреть

Сейчас сервис Wheely работает в Лондоне, Париже, Москве и еще шести российских городах. Компания не сотрудничает со службами такси и предоставляет клиентам автомобили бизнес и премиум-класса с персональными водителями. По итогам прошлого года, выручка компании в России превысила 1 млрд руб., чистая прибыль — 11 млн.

Александр Мезенцев

Вся лента