«Научно-технический прогресс — это не “одновекторное” движение»

Дмитрий Гронский — о Chrysler Turbine Car

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает, как проходили испытания первого автомобиля с газотурбинным двигателем и почему машина так и не пошла в серийное производство.

В День знаний самое время поговорить о том, что научно-технический прогресс — это не «одновекторное» движение. И какие-то направления могут вести не в светлое будущее, а в тупик. Ну, как сегодняшнее увлечение электромоторами, например. Вот одна из поучительных историй.

В 1963 году компания Chrysler получила 30 тыс. просьб предоставить автомобиль во временное пользование. Речь шла не о простой машине — компания сама разослала приглашение поучаствовать в испытаниях принципиально нового автомобиля. Это был Chrysler Turbine Car, первый автомобиль с газотурбинным двигателем. В итоге отобрали 203 человека, это были автовладельцы, которые представляли различные регионы США, имели разный возраст и опыт владения автомобилями и использовали машины в разных условиях. 50 автомобилей испытывали больше года — каждому водителю машину выдавали на три месяца.

Газотурбинный двигатель представляет собой две крыльчатки: первая называется компрессор, вторая —турбина. Они связаны общим валом. Между ними — камера сгорания, куда подают топливо. Компрессор нагнетает воздух, в котором сгорает топливо, и в итоге раскаленные газы создают огромное давление, и вращают турбину с нечеловеческой скоростью — до 45 тыс. оборотов в минуту. А она уже крутит компрессор, чтобы он продолжал подавать воздух для сгорания газов.

Преимущество газотурбинного двигателя — всеядность. Как утверждали в Chrysler, Turbine Car можно заправлять хоть растительным маслом, хоть духами. Есть легенда, что одним из испытателей был президент Мексики, который заправлял машину текилой, и она ездила.

Но в серию такая машина и такой двигатель не пошли. Главные причины — прожорливость мотора и очень высокое содержание оксидов азота в отработавших газах. Эксперименты продолжались до конца 70-х, но газотурбинные двигатели сегодня можно встретить разве что на танках или военных вертолетах.

Вся лента