«Записи нам прослушать не дали»

Адвокат — о том, для чего следствию потребовались образцы голоса Ивана Сафронова

У Ивана Сафронова взяли образцы голоса — ФСБ хочет провести экспертизу прослушки журналиста. На днях следователь ФСБ Александр Чабан оповестил адвокатов Сафронова о необходимости прибыть в СИЗО «Лефортово», чтобы провести некие следственные действия с их подзащитным. Это был второй вызов с момента предъявления официального обвинения в государственной измене. Следствие считает, что бывший журналист “Ъ” и советник главы «Роскосмоса» Иван Сафронов якобы передавал чешским спецслужбам данные о военно-техническом сотрудничестве России и стран Ближнего Востока. Сам Сафронов отрицает свою вину. Он по-прежнему настаивает, что не передавал никаких секретных данных иностранным спецслужбам, и просит, наконец, разъяснить ему суть обвинений. Журналист находится в СИЗО «Лефортово» уже почти два месяца. Адвокат Ивана Сафронова Иван Павлов в эфире “Ъ FM” рассказал, для чего потребовались образцы голоса и как проходила эта процедура.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

— Нас вчера ознакомили с постановлением о назначении так называемой фоноскопической экспертизы, которая будет сравнивать образцы голоса, взятые у Ивана Сафронова, с некоторыми аудиозаписями, которые есть у следствия.

К сожалению, я вам не могу ни подтвердить, как говорится, ни опровергнуть, что это за аудиозаписи, поскольку следователь поставил гриф секретности на постановление, и, если я вам скажу, то это будет считаться формально разглашением государственной тайны.

Записи нам прослушать не дали, нам просто указали, что это будут вот такие-то аудиозаписи. Также не могу рассказать, как проходила эта процедура, поскольку мешает все тот же гриф секретности на постановлении о назначении экспертизы.

— Как сам Иван, как он себя чувствует, в каком настроении?

— Чувствует себя хорошо, по-прежнему настаивает на том, чтобы следствие ему разъяснило суть предъявленных обвинений. И мы обратились в Генеральную прокуратуру с соответствующей жалобой на действия следователя, который отказал нам и Ивану в праве знать, в чем его обвиняют. Надеемся, что прокуратура объективно разберется вот в этой жалобе и примет какие-то меры прокурорского реагирования здесь.

— Как скоро этот ответ может поступить?

— Мы ждем его в самое ближайшее время. Жалоба была направлена еще в начале прошлой недели, поэтому прокурор должен принять решение в течение 10 суток с момента ее получения. Кроме того, завтра в Лефортовском суде будет судебное заседание, на котором будет решаться вопрос о продлении меры пресечения. Следователь обратился в суд с ходатайством, в котором просит на три месяца продлить срок содержания Ивана под стражей. Мы, разумеется, будем, со своей стороны, возражать, выдвигать свои аргументы, основным из которых является необоснованность подозрений в отношении Ивана Сафронова.

Также мы будем ходатайствовать об освобождении Ивана под любую иную не связанную с лишением свободы меру пресечения.

— Сегодня люди собираются подавать в приемную Владимира Путина на Ильинке обращение в поддержку Сафронова. Вам что-то об этом известно? Много ли людей выразили такую готовность?

— На данный момент мне еще неизвестно, сколько человек присоединилось. Тем более, я так понимаю, это мероприятие носит продолжительный характер, в течение всего дня можно будет подойти к приемной президента для того, чтобы подать соответствующее обращение, подписав его. Коллеги, просто многие граждане выражают свою поддержку и солидарность с Иваном и настаивают на открытом судебном процессе, на том, чтобы Ивану, прежде всего, а также его коллегам и общественности представили, наконец, хоть какие-то основания для того, чтобы выдвигать подобные обвинения. И мы надеемся на то, что голос народа будет услышан.

Беседовал Петр Косенко

Вся лента