«Удмуртия теперь это не только Калашников»

Постпред главы Удмуртии при президенте РФ Михаил Хомич о продвижении компаний республики

Предпринимателям Удмуртии приходится работать в новых условиях из-за пандемии, переговоры с потенциальными зарубежными партнерами ушли в онлайн и далеко не так эффективны, как личные встречи. При этом на фоне общего падения объемов экспорта поставки продукции малого и среднего бизнеса растут. Активно занимаются продажами предприниматели и посредством крупнейших маркетплейсов. Какова функция в налаживании связей между компаниями Удмуртии и партнерами за рубежом и какие возможности есть для бизнеса сейчас, в интервью “Ъ-Удмуртия” рассказал постоянный представитель главы Удмуртии при президенте РФ - вице-премьер Михаил Хомич.

Фото: Андрей Поздеев

— Михаил Викторович, три года вы на этом посту. Что удалось сделать за это время? Тогда говорилось, что работа постпредства будет переформатирована. Что в итоге?

— Давайте я вам вопрос верну: что вы знаете о постпредстве?

— Знаю, что сайт не работает, вчера на него заходил. Знаю, что постпредство налаживает связи с торговыми представительствами России в других странах, занимается установлением взаимодействия предприятий из Удмуртии с потенциальными партнерами. Еще играете в шахматы, бегаете, ведете телеграм-канал.

— Отличный ответ — не постпред, а недоразумение. Сайт у него не работает, а он только бегает, играет в шахматы и ведет телеграм-канал. Ладно, будем исправляться. Кстати, сайт мы уже починили, но главный канал для нас сейчас все-таки соцсети.

Для начала: ключевое слово в работе постпредства — продажи. Можно сказать и по-другому: упаковка, продвижение. Тут все — от участия в форумах до продвижения наших производителей в торговых сетях, от экспорта товаров до презентации региона как лучшего места в России для ведения бизнеса.

Начнем с важнейшего направления: экспорт. Это продвижение товаров, сделанных в Удмуртии за пределы страны. Здесь есть много чего: торгпредства, бизнес-миссии, большое количество встреч с предпринимателями. Кроме того, есть понятие GR-функции, когда в условном министерстве экономического развития РФ вспоминали бы об Удмуртии немного раньше, чем о других регионах.

— Вспоминают чаще?

— Я думаю, что в результате работы главы Удмуртии республику точно вспоминают чаще. Если раньше были какие-то анекдотические истории, и республика ассоциировалась только с автоматом Калашникова, то сейчас это уже не только АК-47.

Я уже рассказывал как-то о ножеточках из Удмуртии, которые в Лос-Анджелес поехали. Эту историю мне многие припоминают, говорят, врешь ты, но это действительно есть. Говорим о купальниках для изящных видов спорта компании «Танцующие», которые экспортируются в Новую Зеландию и Чили, о вегенсах (сушеные овощи и травы), которые стоят на полках торговых сетей. Эти факты говорят, что Удмуртия теперь это не только Калашников. 100% видно, когда три года назад нас не везде упоминали, а сейчас говорят «да чего вы так много лезете, зачем вас так много». Мне очень приятно это слышать.

Ну и проект «Сделано в Удмуртии» — вы же сами видите, насколько вырос этот знак. Насколько он популярен. Это абсолютно беспрецедентная история с точки зрения узнаваемости.

Фото: Андрей Поздеев

— Но ведь большинство компаний, о которых сейчас часто говорят, давно занимаются экспортом и связи налаживали сами. И все делают без помощи правительства. Те же Hudway, Boxglass, «Танцующие», Воткинская промышленная компания с детскими кроватками. Они спокойно поставляют свою продукцию за рубеж уже несколько лет, просто, пожалуй, в Удмуртии об этом особо не знали, не говорили. В чем здесь роль органов власти?

— Два момента. Первый, популяризация имеющихся инструментов для выхода на экспорт. Надо рассказывать о них, потому что многие правда не знают. Думаете, многие предприниматели знают о возможностях поддержки?

Вот вам пример. Я ездил в Глазов почти год назад, рассказывал про фонд развития промышленности (ФРП), а на меня смотрят с выражением, мол какой-то парень непонятный, нет никакого ФРП, это все вранье, там только за откаты и взятки. Но тут встает местный предприниматель — руководитель мебельной компании «Мама» и говорит, что подавала заявку в ФРП и ее реально поддержали. И вот ей уже верят. Наша задача — продвигать такие инструменты и таких предпринимателей, которые этими инструментами воспользовались.

Второй момент: власти создают условия и придумывают проекты. Проект с компанией eBay собран не конкретным предпринимателем, а главой Удмуртии и руководством eBay. Благодаря этому компании из Удмуртии стали добавляться на этот маркетплейс. В результате сейчас Удмуртия — третий регион в стране по продажам на eBay после Москвы и Питера. Я считаю, что это значит первая, потому что две столицы можно вынести за скобки.

— Сами партнеры как воспринимают вовлечение органов власти в такие переговоры с бизнесом?

— А вы как думаете? Например, есть большая корпорация в Москве, которая думает, где бы ей открыть производство. У меня в телефоне есть чат «Сообщество предпринимателей Сколково» с тысячами людей. Они думают, что нужно идти в регионы. Надо в Поволжье. Поволжье это что? Татарстан. В чем моя задача — чтобы в этот момент кто-то сказал: «Стоп, там не только Татарстан, там еще есть активные ребята в Удмуртии, с ними надо тоже пообщаться. Вот в этом тоже моя задача.

Тут наша задача посадить за стол переговоров. А дальше мы не лезем — появится товар из Удмуртии на полках — хорошо, нет — тоже хорошо, работаем дальше. Я скажу странную вещь, но в продажах слышать слово «нет» — классно. Я очень люблю, когда быстро говорят «нет». Я прихожу в какую-нибудь торговую сеть, предлагаю какого-нибудь удмуртского поставщика товаров, а там быстро «нет» и мол, что ты вообще сюда лезешь.

Это значит, что у меня осталось больше времени сходить в другую компанию. Я девять раз сходил, в десятой компании предложат сесть за стол переговоров, и дальше они сами уже обсуждают возможность сотрудничества. Моя роль — чтобы о наших компаниях помнили и пускали их хотя бы за стол переговоров.

— За счет чего произошел рост продаж товаров из Удмуртии на eBay? Насколько сейчас присутствие на маркетплейсах является обязательным условием для успешных продаж?

— Маркетплейсы — это такой классный способ выйти на экспорт, да и просто увеличить продажи. Сначала один предприниматель добавился на eBay, потом второй, далее подключилась пиар-машина, люди поверили, что это возможно отправить за океан ножеточки, которые делают в Удмуртии.

Когда предприниматели понимают, что это реально работают, они начинают верить и сами выходить на eBay, Wildberries, Ozon. «Беру» или другие маркетплейсы. У нас идет рост по всем площадкам, в том числе на «Ярмарке мастеров», где у нас тысяча компаний. Но мы хотим значительно большего роста. Ижевские предприниматели запустили недавно маркетплейс «МестноМаркет» для продажи продуктов питания местных производителей.

Фото: Андрей Поздеев

— По понятным причинам в этом году значительно снизился объем экспорта со $190,3 млн по итогам пяти месяцев 2019 года до $87,3 млн в январе-мае 2020 года. Падение произошло именно по поставкам в страны дальнего зарубежья. До пандемии и связанных с этим ограничений правительство республики ставило планы по повышению объемов экспорта. Что теперь с этими планами и возможно ли по итогам этого года все-таки приблизить объемы поставок к уровню прошлого года?

— Вам не кажется, что будет честным упомянуть, что за два предыдущих года объем экспорта из Удмуртии утроился, т.е. до коронакризиса Удмуртия — это регион №1 в стране по темпам роста экспорта? Мне кажется, что это все же некое достижение. Это перелом в сознании, когда мы говорим, что мы часть глобального мира. И этот переворот произошел под руководством команды Александра Бречалова.

Странно этот год мерить с предыдущим. Все закрыто, что здесь сделаешь? Но я приведу интересный факт: если вы посмотрите на экспорт этого года и уберете оттуда оборонку, объем поставок за рубеж растет на несколько процентов. Это подтверждение слов главы Удмуртии о том, что малый и средний бизнес — это наша подушка безопасности. Сейчас 90% экспортеров — это МСП.

Большой потенциал роста — это поставки на экспорт сельхозпродукции. Здесь есть возможность резко взлететь, потому что база низкая. Поэтому сейчас мы вместе с командой Ольги Абрамовой (вице-премьер - министр сельского хозяйства Удмуртии — “Ъ”) делаем первый экспортный акселератор для АПК.

И да, я не думаю, что мы будем сопоставимы с показателями прошлого года по экспорту по очевидным причинам. Может какое-то чудо случится в оборонке. Но вот чего мне хочется, так это сохранения роста МСП.

Правительство республики, экономический блок первого зампреда Александра Свинина, а это, наверное, самый оперативный экономический блок в стране сейчас, в реально тяжелое время принял ряд мер поддержки экспортеров. Например, достаточно быстро во время действовавших ограничений из-за коронавируса разрешили им работать. Еще и субсидирование затрат на выставки, и проведение исследований, и разработка маркетинговых стратегий, и логистика для поставки товаров для маркетплейсов.

— В период пандемии было отменено множество мероприятий, переговоры ушли в онлайн-режим. Даже бизнес-миссии Удмуртия теперь проводит через интернет. Как все это повлияло на эффективность переговоров?

— Я могу по-честному сказать: стало хуже. Можно было бы красиво расписать, что онлайн все заместил и мы стали эффективнее, но по факту — нужен личный контакт. Да, проходят бизнес-миссии. У нас последняя была в Узбекистан, но мы же с вами понимаем, если хочешь выстраивать отношения с любой страной, то желательно это делать при личной встрече. С другой стороны, продажи так работают, что важно количество контактов, а не их характер. С этой точки зрения, стало больше контактов, стало больше заседаний, но мне кажется, мерить успех власти заседаниями и встречами тоже как-то странно. Нужно мерить продажами. Возможностей стало больше, а контакт стал хуже.

— Какие-то форумы и бизнес-миссии в этом году все-таки планируется организовать офлайн?

— У нас пока еще есть в планах бизнес-миссия в одну из самых безопасных стран по оценке ВОЗ с минимальным уровнем заболеваемости коронавирусом. Она и так была у нас в списке в приоритете и туда большой запрос от наших предпринимателей. Это Вьетнам. Но, положа руку на сердце, я исхожу из худшего прогноза. Думаю, что все-таки не поедем. Но надеюсь на лучшее.

— Немного о других проектах, с которыми вас ассоциируют. Вижу, что активно продвигается проект «Наставничество», когда опытные предприниматели берут под опеку только начавших свое дело. Кроме того, с «Элекондом» вы проводили онлайн-семинар, как начать поставлять продукцию в Иран. Насколько бизнес отзывчив к такими инициативам?

— Очень отзывчивы и по разным причинам. Эта история работает. Команда Константина Сунцова (генеральный директор Корпорации развития Удмуртии — “Ъ”) делает фантастическую работу: к тебе приходит опытный предприниматель и начинает тебе помогать. И этих пар уже десятки.

При этом это приятно и самим предпринимателям, когда их привлекают в качестве наставников — тут тебе и эго, и желание передать знания. Вообще в Удмуртии я часто вижу, как представители бизнеса помогают друг другу, если они не конкуренты.

Фото: Андрей Поздеев

— У вас тоже есть наставник. Вы вошли в число победителей проекта «Лидеры России» и вашим наставником стал руководитель администрации президента России Антон Вайно. Чему он вас учит?

— Несколько проектов, связанных с торгпредами России, появились именно в рамках наставничества Антона Эдуардовича. Это совершенно другой масштаб видения, и когда приносишь ему какой-то проект, в ответ получаешь взгляд с абсолютно другого угла. Это очень ценно и такое общение дает колоссальные возможности для роста.

— Вы не так давно завели собственный телеграм-канал. Глава Удмуртии Александр Бречалов ранее несколько раз негативно высказывался об этом мессенджере, конечно, в первую очередь из-за анонимных каналов. Согласовывали ли вы с ним создание канала и для чего он вам?

— Нет, не согласовывал. Я не люблю анонимные телеграм-каналы, потому что непонятно, кто и зачем их ведет. Мне прислали как-то феерический пост из Телеграма, где кто-то сравнивал несырьевой экспорт Удмуртии с сырьевым экспортом Татарстана и путал Словакию со Словенией (я такое впервые в Удмуртии видел). В этом и проблема любых анонимных телеграм-каналов. Как писал Достоевский в «Бесах», любая анонимка достойна презрения хотя бы тем, что она анонимка. В какой-то момент я понял, что читать телеграм-каналы — это убийство времени. Но когда там пишет кто-то с именем и фамилией, для меня это мнение, я могу на него реагировать.

Для чего я завел канал? Поскольку я очень много времени провел в журналистике, начиная со спортивной и заканчивая предпринимательской, а потом преподавание и вот стал зампредом, я вам скажу честно: ну вот хочется что-то писать. Понятно, что я чиновник, и в Facebook и Instagram я объективно представляю республику. А вот Телеграм для меня — это отдельная площадка, где могу написать какой-нибудь лайфхак, совет, мысль, это такое личное пространство.

— Журналистское прошлое побудило вас и запустить серию видеоинтервью с предпринимателями Удмуртии?

— Здесь есть две цели: красивая и личная. Красивая — это какие-то просмотры для предпринимателей Удмуртии, для одного из которых этот выпуск уже закончился небольшим контрактом. С другой стороны, вы же видите, что просмотров там немного, у одного выпуска максимум тысяча просмотров в YouTube и Instagram. Но для меня есть и личная цель. Это еще и тренировка в качестве интервьюера. Пока я тренируюсь в Instagram, но у меня есть идеи, как сделать большой проект с предпринимателями Удмуртии, чтобы это было на другом уровне.

— Еще одна вещь, которая ассоциируется с вами и постпредством — шахматы. Они вроде не приносят много денег, так почему они активно продвигаются постпредством?

— Так исторически сложилось, что я писал о шахматах, играю в шахматы и знаю всех в шахматном мире от президента Шахматной федерации России до главы ФИДЕ. С точки зрения республики шахматы это очень хороший выбор. Этот спорт хорош для детей, там практически нет никаких затрат, можно играть в телефоне или купить доску. Удмуртия совершила колоссальный прорыв по шахматам. Вдумайтесь, последний крупный шахматный турнир в России (суперфинал) прошел в Удмуртии.

Мы вместе с благотворительным фондом Тимченко и федерацией шахмат России сделали так, что в каждом муниципалитете детей обучают шахматам. Более 400 преподавателей, более 20 тыс. детей каждый год — это феерические цифры. Миллионы рублей пришли в Удмуртию благодаря фонду Тимченко на поддержку шахмат. Простой способ многим людям принести пользу.

Михаил Красильников

Вся лента