Платежи на больничном

Тенденции

Одним из ожидаемых последствий карантина, связанного с COVID-19, стал рост неплатежей за жилищно-коммунальные услуги. Простаивающий бизнес сократил потребление, а на платежную дисциплину населения повлияли закрытые банки и почтовые отделения. При этом инструментарий поставщиков по взаимодействию с должниками остается неполным: штрафы и ограничения снабжения за просрочку попали под государственный мораторий.

Поставщики опасаются, что мораторием на начисление штрафов могут воспользоваться недобросовестные ­плательщики

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Снижение на пике

По итогам второго квартала, целиком попавшего под жесткие карантинные меры государства, снижение поступлений зафиксировали ресурсоснабжающие организации во всех сегментах ЖКХ. Рост неплатежей за электроэнергию оказался наиболее заметным. В ПАО «ТНС энерго Нижний Новгород» (гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Нижегородской области) отмечают, что по сравнению с тем же периодом прошлого года компания недополучила 15% средств со всех категорий потребителей, при этом больше всех поступления сократил попавший под карантинные меры малый и средний бизнес (–14%).

В теплоснабжении — те же тренды. В нижегородском филиале группы «Т Плюс» (объединяет генерирующие и теплосетевые активы в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Кстове) говорят о снижении платежной дисциплины со стороны населения — собираемость сократилась на 7,5%: «Многие жители (конечно, в первую очередь это пожилые граждане) привыкли оплачивать счета за отопление и ГВС на почте или в кассах ЕРКЦ. В апреле все было закрыто, и люди просто ждали снятия ограничений».

В АО «Теплоэнерго» (крупнейший поставщик тепловой энергии в Нижнем Новгороде) во втором квартале собираемость платежей снизилась примерно на 5,5% по сравнению с тем же периодом 2019 года, больше всего — со стороны производственных компаний и коммерческих организаций — почти на 19%, платежи населения упали на 4,8%. В АО «Нижегородская областная коммунальная компания» (НОКК, оказывает услуги теплоснабжения в Богородском, Ветлужском, Семеновском, Шахунском, Балахнинском, Сеченовском и Володарском районах Нижегородской области) уровень сбора по итогам второго квартала 2020 года составил 90%, тогда как за аналогичный период прошлого года — 96%.

Пик неплатежей пришелся на начало пандемии, добавляют в АО «Нижегородский водоканал» (эксплуатирует и обслуживает водопроводные и канализационные сети Нижнего Новгорода и Кстовского района): «Показатель собираемости выручки в апреле составил 89%, что на 9% ниже показателя первого квартала и на 3% ниже показателя аналогичного периода прошлого года. В дальнейшем ситуация с платежами стабилизировалась: общий показатель собираемости выручки по итогам второго квартала 2020 года составил 97%».

Дисциплина в онлайн-режиме

Банковские и почтовые отделения полноценно заработали только в мае, а до этого поставщики ЖКУ стремились продвигать свои онлайн-сервисы по дистанционной оплате счетов. Так, в «ТНС энерго Нижний Новгород» развернули рекламную кампанию «Помоги бабушке заплатить онлайн». В компании отмечают, что в результате «платежи онлайн существенно, в разы возросли, но полностью "выпавшие" из-за закрытия офисов объемы не закрыли».

Нижегородский водоканал перевел в онлайн все услуги абонентских центров, которые вынужден был закрыть из-за пандемии: «Мы ускорили внедрение нового личного кабинета на сайте. После регистрации онлайн можно получить такие услуги, как онлайн-оплата, выгрузка платежек, заключение договора о подключении к сетям с выдачей условий подключения, заключение договора на водоснабжение и водоотведение, передача показаний приборов учета, подача заявки на их ввод в эксплуатацию, формирование актов сверки, выписки и статистики по счетам, вызов инспекторов и так далее».

По данным Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК), российские потребители оказались восприимчивы к переходу на онлайн-сервисы: например, в Сбербанке доля онлайн-платежей в апреле-мае 2020 года выросла на 15–20% и в апреле достигала 90%. «При открытии центров обслуживания клиентов после карантина, в сельских районах в первую очередь, поток посетителей восстановился за две недели. Привычка "поговорить" столь же сильна, как привычка платить», — говорится в презентации ассоциации, посвященной влиянию COVID-19 на итоги энергосбытовой деятельности. Без очного взаимодействия с потребителями в отрасли по-прежнему не обойтись, резюмируют в ассоциации: физического контакта требует доставка платежки, проверка приборов учета, введение ограничений, устранение неполадок.

Пока закрыты суды

На протяжении нескольких месяцев не работали суды, поэтому вся претензионная работа с должниками сводилась к переговорам о погашениях или рассрочке. «Обзвоны, смс-информирование, рассылка бумажных и электронных информационных писем, — перечисляют меры урегулирования в нижегородском филиале "Т Плюс". — До введения режима самоизоляции также проводились адресные обходы должников с проведением разъяснительной работы. Во втором квартале мы провели акцию "Весна — тают пени", по итогам которой жителям, полностью оплатившим долг за отопление и ГВС, будут списаны непросуженные пени».

«Потребителям, имеющим задолженность перед АО НОКК или его дочерними зависимыми обществами (ДЗО), предоставляется рассрочка на погашение долга. Для получения такой рассрочки нужно просто обратиться с заявлением в филиал или ДЗО», — отмечают в НОКК, добавляя, что сейчас в связи с постепенным снятием ограничительных мер объем судебной работы возрастает. «Заключив соглашение о реструктуризации, абонент может оплачивать накопившуюся задолженность в течение полугода либо года. При этом сверх суммы долга никаких дополнительных платежей не начисляется», — рассказывают о своей досудебной работе с должниками в нижегородском водоканале.

Против моратория

Ситуацию с взысканием долгов усугубило введение правительством РФ временного моратория на штрафы и отключения услуг ЖКХ за долги. Предполагается, что льготный период продлится до 1 января 2021 года.

В письме главе Минэнерго Александру Новаку отраслевые ассоциации — Совет производителей энергии (СПЭ, объединяет крупные генкомпании) и Ассоциация ГП и ЭСК — сразу заявили, что мораторием могут воспользоваться недобросовестные потребители, и в результате объемы неплатежей только возрастут, что пошатнет финансовую устойчивость энергокомпаний и приведет к кризису в отрасли. Энергетики попросили главу Минэнерго взять под контроль ситуацию с платежами за электроэнергию и тепло, но пока срок льготного периода не сокращен.

Опрошенные “Ъ-Приволжье” нижегородские поставщики поддерживают отмену моратория. «Отдельная часть населения приняла мораторий на начисление пени как возможность не платить за коммунальные услуги. В этом смысле данное послабление только усугубило платежную недисциплинированность этой категории населения», — говорят в нижегородском водоканале. «Должны соблюдаться правила расчета и начисления пени, установленные ст. 155 Жилищного кодекса РФ. Если государство хочет оказать населению некую помощь во время и после пандемии, то оно должно оказывать ее напрямую населению, а не путем "отъема" у РСО законно причитающихся им пеней», — отмечают в НОКК. «Начисление и предъявление к оплате пени — достаточная действенная мера влияния на должников. Само по себе взыскание задолженности — это целый комплекс мероприятий, которые тем или иным законным способом влияют на должника и понуждают его к оплате задолженности. Без начисления пени пропадет важный стимулирующий фактор для оплаты задолженности, но сам долг продолжает расти, ухудшая положение должника», — объясняют в «Теплоэнерго».

В качестве альтернативной меры поставщики предлагают включить ЖКХ в перечень отраслей, наиболее пострадавших от пандемии, с соответствующими мерами поддержки, а также рассмотреть адресную помощь должникам со стороны государства. Как отмечают в нижегородском водоканале, для населения это может быть продление сроков предоставления субсидий на оплату ЖКУ, снижение уровня максимальной доли расходов граждан в доходе семьи. В НОКК среди таких мер называют еще усиление контроля платежной дисциплины бюджетных организаций, предоставление энергокомпаниям льготных кредитов для инвестиционных и ремонтных программ, субсидирование процентов по кредитам, введение моратория на проверки.

Прогноз по сборам

Пока, несмотря на ограниченный инструментарий по взысканию долгов и растущую в связи с этим собственную финансовую нагрузку, энергокомпании сохраняют устойчивость и не сокращают инвестиционные программы. В «ТНС энерго НН» говорят, что предпринимают «все предусмотренные законодательством меры для поддержания объема поступления денежных средств за потребленную электроэнергию, достаточного для сохранения ликвидности компании». «Понятно, что любой прирост дебиторской задолженности при сохранении объемов ремонтной и инвестиционной программ ведет к росту внешних заимствований. Сейчас с учетом фактической собираемости ситуация с обслуживанием долговой нагрузки остается стабильной, вопрос о сокращении объема ремонтов и инвестиций перед компанией не стоит. А далее все будет зависеть от масштабов роста задолженности за услуги теплоснабжения и ГВС», — отмечают в нижегородском филиале «Т Плюс».

В оценках прогноза собираемости платежей на конец года поставщики единогласны и считают, что во многом цифры будут зависеть от отмены или сохранения режима самоизоляции и моратория. «Прогнозируемый показатель собираемости выручки по итогам 2020 года составляет 97%. При сохранении действия моратория на начисления пени на фоне падения реальных доходов населения возможно дальнейшее снижение платежной дисциплины абонентов и, как следствие, снижение ожидаемых прогнозов показателя собираемости на 1–2%», — считают в нижегородском водоканале. По прогнозу «Теплоэнерго», в случае отмены моратория собираемость составит 92%, в случае его сохранения — 88%. В НОКК ожидают 93–94% поступления платежей.

Иван Сергеев

Вся лента