Электросамокаты пропишут в ПДД

Повысят ли эти нововведения безопасность дорожного движения

В Госдуме вновь предложили прописать в ПДД нормы управления электросамокатами. Как отмечают депутаты, сейчас водители подобных транспортных средств приравниваются к пешеходам. Хотя с учетом мощности некоторых самокатов, логичнее было бы их отнести, например, к мопедам. Из-за участившихся аварий ранее в Минтрансе подготовили свои поправки в ПДД, которые предлагают отнести роликовые коньки, скейтборды, электрические самокаты и гироскутеры к новому типу транспорта — «средствам индивидуальной мобильности». Регулирование этой сферы обсуждается уже не первый год, и опрошенные “Ъ FM” эксперты считают, что очередные нововведения не повысят безопасность участников дорожного движения. Тему продолжит Владислав Викторов.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Мало кто мог подумать, что если к такому простому средству передвижения как самокат приделать электрический мотор, с помощью которого можно разогнаться до 20 км/ч и более, то он превратится в по-настоящему опасную машину. За год в Европе зафиксировали несколько смертельных ДТП с участием электросамокатов. А вот в России официальной статистики нет, но по неофициальным данным, несколько случаев все же было.

В Минтрансе отмечают, что при разработке поправок в ПДД учли европейский опыт, а потому в новых правилах появится термин «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). Но председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов говорит, что проблем это не решает: «Все предложения, связанные со скоростным режимом, скоростью 20 км/ч, определили, что место передвижения — это велодорожки, велопешеходные дорожки. Но если их нет, — то тротуары, если их нет, — то обочина дороги, если ее нет, — то можно двигаться по проезжей части. Но это просто пренебрежение правилами дорожного движения. Электросамокаты имеют все признаки мопеда, для него нужны права, это совершенно правильно, тем более, если разрешается ездить вдоль проезжей части».

А учитывая, что некоторые модели способны разгоняться и до 60 км/ч, то их действительно не назовешь самокатом.

Но проблема еще и в том, что в случае любого происшествия, водитель такого устройства по-прежнему будет считаться пешеходом.

Хотя сложно себе представить пешехода, который движется со скоростью минимум 20 км/ч, а потому депутаты настаивают, что правила использования таких устройств должны быть четко прописаны в ПДД. Сильнее всех от этого страдают автомобилисты. Мало того, что получить компенсацию практически невозможно, так еще и доказать свою невиновность водителю бывает очень сложно, говорит автоюрист Сергей Радько: «У этого самокатчика нет полиса ОСАГО, и придется долго с ним лично судиться. Если он виновен, а водитель невиновен, то начинается очень долгая экспертиза: с какой скоростью автомобиль двигался, на каком удалении возникла опасность для движения в виде этого самого пешехода, имел ли водитель техническую возможность избежать наезда путем применения экстренного торможения».

После нескольких происшествий с участием электросамокатов, во многих европейских городах также пошли на ограничение скорости для таких транспортных средств. В Париже это 8 км/ч в пешеходных зонах, в Швеции — 20 км/ч, причем использовать более мощные модели запрещено. А вот в Великобритании нужно получить права. И учитывая мощность некоторых устройств, это вполне разумно, отмечает главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин. Впрочем, это влечет за собой другие трудности, и решить все проблемы выдача прав не может.

«Во-первых, надо прописать, кто, как, каким образом будет водительское удостоврение получать.

Во-вторых, если мы признаем источником повышенной опасности и транспортным средством, то есть надо прописывать, какие медицинские показания, кто их будет учить вообще, как ездить, правилам этим, значит, надо прописать правила, как пользоваться, значит надо прописывать методику преподавания.

Одно влечет за собой другое», — подчеркнул эксперты.

Впрочем, даже если в ПДД и появятся отдельные правила специально для водителей электросамокатов, непонятно, кто и как будет следить за их соблюдением. Теоретически более мощные модели можно было бы регистрировать и получать на них специальные номера. Но тогда вряд ли элекросамокаты будут пользоваться такой популярностью.

В середине июля ритейлеры сообщили о резком росте спроса на электрический транспорт. Так, по данным «М.Видео» и «Эльдорадо», по сравнению с июнем 2019-го продажи выросли на 25%. Почти 80% купленной техники пришлось на электросамокаты.

Вся лента