В нашу гавань заходили тарифы

«Росморпорт» предлагает повысить ставки для судов загранплавания

На фоне падения грузооборота и доходов от портовых сборов ФГУП «Росморпорт» просит ускорить принятие их предельных ставок, а также впервые с 2016 года проиндексировать тариф. Рост цен, по замыслу компании, коснется только загранплавания. В основном индексация будет ниже инфляции (3%), но в ряде случаев сборы вырастут гораздо больше. В отрасли считают, что на фоне масштабного кризиса в отрасли из-за пандемии это приведет к серьезным потерям судоходных компаний. Эксперты называют предложенную «Росморпортом» схему логичной, но считают, что его инвестпроектам нужна не столько индексация тарифов, сколько господдержка.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Как стало известно “Ъ”, ФГУП «Росморпорт» (РМП) призывает активизировать работу по установлению единых по бассейнам предельных ставок портовых сборов. Эта деятельность была приостановлена из-за пандемии коронавируса. О проекте документа, предусматривающем в ряде случаев рост максимального тарифа относительно действующего в десятки и даже сто раз, “Ъ” рассказывал 20 февраля. Как следует из письма главы «Росморпорта» Андрея Лаврищева в совет потребителей РМП от 20 июля (копия есть у “Ъ”), ФГУП обратился в Федеральную антимонопольную службу с просьбой оперативно принять решение и установить для предприятия предельные максимальные ставки портовых сборов.

В своем письме глава РМП жалуется на снижение доходов от портовых сборов, отсутствие индексации тарифа, которая не проводилась с 2016 года, и девальвацию рубля. РМП настаивает на увеличение цен.

Как следует из письма, для поддержки российских судовладельцев, работающих в каботаже, ставки предлагается оставить прежними, ограничив индексацию загранплаванием. В большинстве случаев речь идет о повышении сборов на 3%, то есть ниже инфляции. Однако в ряде крупных портов, в том числе Мурманск, Туапсе, Владивосток, Восточный, Находка, Пригородное, Ванино, Де-Кастри, Новороссийск, Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Выборг, Высоцк, Усть-Луга, индексация будет индивидуальной, в пределах 2–15%. В результате доходы от портовых сборов вырастут на 520 млн руб., до 17,6 млрд руб., сообщается в документе.

Как отмечается в письме, в июне по сравнению с маем грузооборот российских морских портов упал на 12,2% или 8,4 млн тонн, в том числе по сухим и наливным грузам, на долю которых приходится 50% выручки от портовых сборов.

С учетом уменьшения доходной базы РМП откорректировал программу деятельности на 2020 год, ожидаемые доходы от портовых сборов снижены на 9%, или 2 млрд руб., по сравнению с заявленными ранее. Прогнозные показатели по портовым сборам глубоко убыточны. Против прибыли в 2019 году в 755 млн руб. ожидается убыток 1,4 млрд руб.

В РМП на запрос “Ъ” не ответили. Ранее там говорили, что из-за отсутствия индексации недополучили около 4,8 млрд руб. Заместитель главы управления регулирования транспорта ФАС Виктория Воронова сообщила “Ъ”, что служба изучит тарифную заявку РМП с учетом анализа эффективности использования уже имеющихся тарифных источников в отношении как операционных расходов, так и инвестиций в развитие портовой инфраструктуры.

Официально компании инициативу не комментируют. Однако источники “Ъ” в отрасли отмечают, что судоходные компании и так оказались в кризисной ситуации из-за коронавируса, ожидается сокращение грузопотока в 2020–2021 годах, и новые сборы — это дополнительная нагрузка на бизнес.

Повышение тарифов отразится на конкурентоспособности водного транспорта, говорят они. Один из собеседников полагает, что РМП следует поработать над эффективностью и сократить затраты на раздутый аппарат. Индексация по инфляции логична, но она должна быть одинаковой для всех портов без исключений, считает он. Другой источник “Ъ” возмущается: у госструктуры не сходится бюджет и упали доходы, и они решают снять деньги с и так пострадавшего бизнеса.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что решение проиндексировать только сборы в загранплавании обоснованны, логика индексации, связанная с отставанием от прочих регулируемых тарифов, корректная. Но помимо повышения тарифа необходимо рассматривать и варианты дополнительной поддержки для реализации инвестпроектов, так как сроки восстановления грузооборота могут затянуться, считает эксперт.

Анастасия Веденеева

Вся лента