Электрокары рвутся со старта

Рынок автомобилей с электродвигателями активно развивается в России. В Сибири за два последних года он вырос втрое. Сомнений в том, что спрос на электромобили будет расти, у экспертов нет. Отмена пошлины на ввоз этих машин в 2020 году должна стать основным драйвером. Притормозить развитие рынка способно лишь отсутствие необходимой инфраструктуры, которой сегодня в регионах критично не достаточно, считают представители отрасли.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», с 2018 года в Сибирском федеральном округе продажи автомобилей на электротяге выросли в три раза. Если два года назад за пять первых месяцев этих автомобилей было продано 120, то уже в 2020-м за аналогичный период — 386. В целом по России продажи росли медленнее: в 2018 году с января по май электромобилей в стране было куплено 709, в тот же период 2020-го — 1561.

По словам экспертов, Сибирь является лидером по количеству сделок по продаже б/у электрических автомобилей, Москва и Санкт-Петербург — по количеству сделок в сегменте новых машин.

Так, по данным агентства «Автостат», в Сибири с января по май 2020-го продано 13 новых электромобилей и 373 с пробегом (в целом по РФ — 92 и 1469 соответственно). «Для новых автомобилей доля продаж Сибири сопоставима с совокупной долей Москвы, Московской области и Петербурга, а вот на вторичном рынке Дальний Восток и Сибирь делят место в топе продаж, что объясняется логистической доступностью японского рынка, насыщенного электрокарами»,— комментирует эксперт digital-консалтинговой компании AIC Степан Агеев.

80% электропарка в Сибири занимает праворульный Nissan Leaf, который перекупщики импортируют из Японии. За ним следуют премиальный Jaguar I-Pace и бюджетный Mitsubishi I-MiEV.

Иркутская область — самый большой региональный рынок б/у электрокаров в РФ по данным на 2019 год (405 продаж), Новосибирская область на пятом месте (137 продаж), а Красноярский край на шестом (124 продажи). «Тенденция к импорту б/у автомобилей, с одной стороны, говорит об интересе россиян к электромобилям, с другой — о слишком высокой цене новых электромобилей для массового спроса»,— считает м.н.с. лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС Дмитрий Евдокимов.

Стоимость Nissan Leaf 2020 года выпуска под заказ в Новосибирске обойдется в 3,5 млн руб. Подержанная модель Nissan Leaf 2018–19 года в базовой комплектации с рук — от 1,5 млн руб.

Электрокары завоевывают популярность, вслед за этим мировые автопроизводители увеличивают ассортимент и добавляют к традиционной линейке автомобилей с бензиновым двигателем электрические модели. «Так, Volkswagen представит последнее поколение ДВС в 2026 году, Renault-Nissan обещают полностью перейти на производство автомобилей, работающих на электричестве, к 2027 году, Volvo анонсировала, что не будет выпускать автомобили с ДВС уже с конца 2019 года. Таким образом, разрыв в продажах между электромобилями и машинами на бензине/газе будет сглаживаться, и к 2027 году может вовсе стать 50/50»,— отмечает президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич.

От любви до зарядки

Рынок развивается, однако, по мнению экспертов онлайн-ресурса «Авито авто», в России электромобили пока удел городов-миллионников. «В нашей стране доля электротранспорта растет медленно, потому что на данный момент это больше имиджевая история, нежели практичный выбор, который нам ближе»,— прокомментировали в пресс-службе компании. Для сравнения: в США за 2019 год было продано более 200 тыс. новых электромобилей, а в России — около 250 шт.

Тем не менее, электромобиль входит в повседневную жизнь россиян. Его чаще выбирают как городской экономичный транспорт для поездок на работу и по городу, расход которого в среднем составляет 200–400 км в день. «Запас хода Nissan Leaf с аккумулятором на 40 кВт/ч составляет примерно 350 км. Tesla Model S P100D имеет емкость батареи в 100 кВт/ч и способна проезжать на одном заряде около 500 реальных км. Зарядка этих авто по московскому тарифу обойдется от 160 руб. в месяц»,— говорит Виталий Манкевич.

В Новосибирске стоимость зарядки владельцы электромобилей оценивают в 300 руб. в месяц. «Если рассматривать как второй автомобиль для города — преимущество есть,— уверен владелец электрокара Nissan Leaf 2013 года выпуска с аккумулятором на 24 кВт/ч из Новосибирска Алексей Китаев.— Мой дневной пробег — 70 км, что с лихвой покрывает мои потребности. При этом расходы минимальны, электроэнергия в месяц выходит копеечной при пробеге 1 тыс. км в месяц. Расходы на бензиновый мотор при объеме 1,6 л достигают 3 тыс. руб. в месяц».

Основные преимущества электромобилей — это более дешевая эксплуатация за счет экономии на обслуживании, подчеркивают участники рынка. «Один км на электротяге стоит в 8–10 раз дешевле. Кроме этого, ТО для электромобилей проходится значительно реже — не нужно менять масло, колодки и т.д. Они меньше ломаются — нет такого количества сложных узлов, и они не зависят от качества топлива»,— объясняет основатель проекта 24auto.ru Артем Потехин.

Недостатки эксплуатации электрокара в то же время заключаются в ограниченном температурном режиме (оптимальная температура эксплуатации, которая не сказывается на энергоресурсе, — от +20 градусов до –20) и отсутствии инфраструктуры для этого сегмента в регионах. «Российская инфраструктура не позволяет использовать повсеместно такой вид транспорта: если в Москве, Петербурге и других городах-миллионниках почти везде есть заправки для таких автомобилей, то малые города вынуждены отказываться от электрокара, хотя средства порой позволяют купить и Jaguar, и Tesla»,— убежден Виталий Манкевич.

Развитие инфраструктуры для электрокаров в Сибири сегодня называют зачаточным. В крупных сибирских городах зарядок для электромобилей редко больше десятка. По данным карты-справочника 2ГИС, в Новосибирске официальных электростанций для авто — две. «Между городами зарядки есть, но это, скорее, экзотика, и очень часто они просто не работают. В целом инфраструктуру можно признать практически нулевой. По городу ездить можно, по межгороду — уже нет»,— говорит Артем Потехин.

Обилие многоэтажной застройки и вместе с тем отсутствие возможности зарядить автомобиль препятствуют развитию электрокаров. «В Америке и в Европе многие люди живут в собственных домах или таунхаусах, благодаря многолетней культуре жить на „собственном клочке земли“, низким ипотечным ставкам и простоте передачи зай­ма при продаже недвижимости. А когда у тебя есть собственный гараж в доме и место для подзарядки, то гораздо легче сделать выбор в пользу электрокара»,— считает аналитик автомобильного сайта «Дром» Евгений Поликутин. В начале 2019 года среди пользователей сайта проходил опрос «У вас есть место, где вы могли бы регулярно заряжать электромобиль?» В нем приняли участие 15 тыс. человек со всей России. По результатам опроса 31,5% сибиряков ответили «Да», еще 33,5% выбрали вариант «Если понадобится, что-нибудь придумал бы». 35% респондентов из Сибири проголосовали за вариант «Нет, без шансов».

«С учетом падения покупательского спроса в России, неудобства подзарядки электрокара вне собственного гаража и невозможности отправиться в автопутешествие на большие расстояния, при прочих равных средний потребитель отдаст предпочтение машине на бензине. Электрокары берут люди, с одной стороны, убежденные и желающие купить именно такую машину, а с другой — те, кто может себе позволить не только купить, но и обслужить электрокар»,— уверена управляющий партнер аналитического агентства WMT сonsult Екатерина Косарева.

Представители автомобильной отрасли отмечают: развитие инфраструктуры повлечет за собой развитие рынка и приход новых игроков и сервисов.

Зеленое будущее

Чтобы спрос на электромобили вырос, необходимо не только развивать инфраструктуру, но и стимулировать население. В России первые шаги для этого были сделаны только в этом году: в мае в стране обнулили пошлину на ввоз машин на электротяге. Нулевая ставка будет действовать по 31 декабря 2021 года и применяться при импорте электромобилей как юридическими, так и физическими лицами. «Это положительно скажется на динамике рынка благодаря снижению конечной, отпускной цены. Возможно, это подстегнет производителей увеличить представленный в РФ модельный ряд, в том числе бюджетными брендами, поскольку они станут конкурентоспособными по стоимости»,— полагает Степан Агеев. В среднем пошлина составляет 15% от стоимости автомобиля. Предположительно, именно на столько должна упасть стоимость электрокара.

В то же время взрывных продаж эксперты не прогнозируют. «Нулевая пошлина на ввозимые в РФ электромобили вряд ли даст рост их продаж в разы, к тому же у тех, кто торгует автомобилями, есть и другие расходы. Поэтому в данном случае, скорее, речь может идти о постепенном увеличении продаж электромобилей, причем для стабильного их роста одного лишь отсутствия пошлины мало, необходимы и шаги по развитию инфраструктуры для них, и принятие других стимулирующих мер, и проведение широкой информационной и образовательной кампании в стране»,— считает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.

Эффективными могут быть и другие меры, по примеру других стран — льготы по налогам и бесплатные парковки для владельцев электромобилей, отмечают эксперты. «Так, например, в Китае продажи электромобилей ежегодно увеличиваются примерно на 50% благодаря госпрограмме по стимулированию продаж, развитию зарядной инфраструктуры. Для нашего рынка, в сегменте электромобилей, необходимы инвестиции в инфраструктуру зарядных станций, электроэнергия у нас недорогая»,— комментирует директор «Ауди авилон» Ренат Тюктеев. В России пока отсутствуют государственные программы стимулирования этой отрасли, поэтому регионы во многом действуют самостоятельно. В Кузбассе, например, уже отменен транспортный налог на электромобили.

Бизнес заинтересован в развитии инфраструктуры, но при условии, что реализацию проектов поддержат и региональные власти, и федеральный центр. «К таким мерам можно отнести, например, компенсацию разницы в тарифах или отнесение деятельности оператора зарядной инфраструктуры к категории, приравненной к населению, льготные ставки кредитов на строительство объектов зарядной инфраструктуры»,— говорит директор по связям с общественностью, начальник департамента «Россети Сибирь» Анастасия Гуливатенко. Компания сегодня реализует программу развития электрозарядной инфраструктуры в регионах Сибири. В частности, холдинг намерен установить в городах быстрые и медленные электрозарядные станции (ЭЗC) у торговых и бизнес-центров и на АЗС. В перспективе зарядки должны появиться у придорожных отелей и кафе.

На начало 2020 года в регионах присутствия компании установлено 19 зарядных станций. Больше всего (9 станций) — в Кемеровской области. В течение полугода холдинг оборудует еще две станции — в Новокузнецке и в Горном Алтае.

В ближайшем будущем полного перехода на электромобили в России не случится, считают эксперты. Этому сегодня препятствует множество факторов, решить которые предстоит государству в ближайшее время. Тем не менее, рынок растет, а вместе со спросом увеличивается и предложение. В конечном итоге это благоприятно скажется на экологии, несмотря на то, что вопрос с утилизацией аккумуляторов и накопительных емкостей не решен, вред от использования электромобилей гораздо ниже в сравнении с транспортом ДВС. Более того, в перспективе 10–15 лет участники рынка ожидают появления массового электромобиля, работающего на солнечной батарее, что станет еще одним драйвером для отрасли.

Лолита Белова

Вся лента