«Предметы нарочито сталкиваются в экспозиции»

Дмитрий Буткевич — о выставке «Предметный диалог»

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает об экспозиции в галерее «Эритаж», посвященной российскому коллекционному дизайну.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Галерея «Эритаж» открыла выставку с названием «Предметный диалог» — первую в запланированной серии экспозиций, посвященных российскому коллекционному дизайну. Кураторы проекта — Кристина Краснянская и Марина Весна — определяют понятие «коллекционного дизайна», который еще называют «функциональным искусством (скульптурой)» как вид, занимающий промежуточную позицию между произведениями современного искусства и промышленного дизайна — мебели, керамики, стекла. Считается, что направление родилось в конце 19 столетия благодаря двум архитекторам Чарльзу Макинтошу и Фрэнку Ллойду Райту.

Как говорят сокураторы, их целью было показать молодых русских дизайнеров, которые легко соединяют современные технологии (их принято называть «западными») и отечественные традиции авангарда, лубка и вообще ремесел. А еще — доказать, что предметы, не только задуманные, но и выполненные в России, на отечественных производствах, неотличимы по качеству выработки от итальянских и немецких аналогов.

18 авторов, 32 предмета мебели, 32 произведения из керамики и стекла. По словам Кристины Краснянской, 80-85% произведено на российских фабриках. Замечу, оставшиеся 15% выполнены в признанных мировых дизайн-центрах в Италии и Германии. Предметы нарочито сталкиваются в экспозиции, поверьте, различить, что где сделано, невозможно.

«Эритаж» последние девять лет занимается популяризацией в мире советского дизайна: стоит напомнить о многолетнем участии в американской ярмарке Design Miami/Basel, в брюссельской BRAFA последних лет; прошлогоднее фундаментальное издание совместно со швейцарцами, о советском дизайне 1920-1980-х. Сейчас галерея начинает реализацию планов по продвижению современного российского коллекционного дизайна. В планах — проведение серии выставок в России и за границей.

На мой взгляд, понятие «коллекционный дизайн» или «функциональная скульптура» лучше всего описывает выставочная работа Тараса Желтышева «Сферический стул». Мягкая шарообразная конструкция в виде спутника с приставной гибкой спинкой. Произведение искусства, на котором очень удобно сидеть. Я проверял!

Вся лента