Россия может пойти по китайскому пути

Насколько предложение об инвестициях Минэкономразвития будет выгодно иностранным компаниям

Иностранные компании могут обязать оставлять в России пятую часть выручки. В противном случае они лишатся исключительных авторских прав на свою высокотехнологичную продукцию. Бизнес опасается, что это может коснуться, например, производителя iPhone. С предложением выступило Минэкономразвития с подачи председателя совета фармкомпании «ХимРар» Андрея Иващенко, пишет РБК. Как уточняет издание, его инициатива состоит в том, чтобы зарубежные фирмы, чьи товары продаются в России и не имеют здесь аналогов, инвестировали 20% своей выручки в местные исследовательские центры, иначе их патенты лишатся защиты.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Каким могут быть последствия от этого предложения? Председатель совета Торгово-промышленной палаты по интеллектуальной собственности Дмитрий Фадеев полагает, что подобная норма могла бы помочь разработкам высокотехнологичной продукции внутри России, но есть определенные риски: «Сейчас у нас по законодательству все патентные права в равной степени подлежат охране, независимо какая это компания — иностранная или российская.

Предлагается пойти по китайскому пути, с одной стороны, это может помочь российским предприятиям и теоретически привлечь инвестиции.

Но с другой — есть вероятность, что иностранные компании могут уйти с российского рынка в более выгодные юрисдикции. Здесь палка о двух концах, так что нужно консультироваться и обсуждать».

Инициатива серьезно обеспокоила иностранные технологичные предприятия. В Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники полагают, что новое требование может распространиться и на них. При этом инвестиции в исследовательские центры окажутся весьма существенными, отметил представитель ассоциации Антон Гуськов: «Если эта инициатива будет принята, то она коснется всех рынков. Для сегмента электроники здесь тоже есть совершенно конкретные угрозы, законодательство так устроено.

Но самое главное — речь идет не только об инвестициях в центры, потому что мало у кого они здесь есть, а о том, что сначала необходимо их создать — это тоже очень существенные затраты, а потом в них постоянно инвестировать, иначе они лишаются патентной защиты. Но инновации из-под палки не родятся. Чисто механически произвести какое-то устройство можно, если его кто-то уже придумал. И, собственно, Китай тому яркий пример. В условиях, когда есть угроза того, что ваши инновации не будут защищены авторским правом, я не уверен, что многие захотят создавать центры, а потом в них еще и инвестировать огромные деньги».

Опасения производителей электроники, скорее всего, не оправданы, считает управляющий партнер компании Patentus Дмитрий Марканов. В России вряд ли решаться повторить опыт Китая. Даже в отношении фармрынка подобные меры трудно представить. «Если говорить о наличии или отсутствии аналогов — эти термины идут как раз из фармсегмента. Если кто-то, например, изобретет препарат от COVID-19, который излечивает от вируса, то у него, действительно, не будет аналога. Но что касается телефона, бытовой электроники, мне сложно представить продукт, который не имеет аналогов.

В Китае была такая ситуация, но там другой подход, там есть огромный рынок, который очень интересен производителям.

В России все не так, мы не интересны иностранцам настолько. Им проще не выводить сюда эту технику. Что касается фармкомпаний, я очень сомневаюсь, что эта инициатива будет реализована, потому что уже были такие предложения, особенно после присоединения Крыма к России и объявления санкций. Это крайняя практика. К таким мерам цивилизованные страны не прибегают»,— отмечает Марканов.

Почему малому бизнесу сложно воспользоваться возможностями от привлечения в регион прямых иностранных инвестиций

Смотреть

Согласно последним доступным данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, в 2018 году почти половина всех патентных заявок мира были поданы в Китае. Россия занимает в рейтинге восьмое место с долей чуть выше 1%. По информации Роспатента, в 2019-м туда поступило 35,5 тыс. заявок, из которых около трети — от иностранцев.

Григорий Колганов

Вся лента